Один из крупнейших ульяновских долгостроев — ЖК «Молодежный» на улице Буинской — с виду почти готов, и еще в прошлом году региональные власти уверенно заявляли о намерении его достроить до конца 2022 года. Однако после обследования в конструкциях нашли грубые нарушения нормативов, и теперь перспективы сдачи здания весьма туманны — федеральный Фонд защиты прав дольщиков рассматривает возможность не достраивать дом, а выдать собственникам жилья компенсации. Дольщики опасаются искусственного занижения выплат, а региональная власть — что это решение сильно ударит по бюджету.
Застройщик ООО «Максима» начал возведение 24-этажного дома на улице Буинской в 2010 году, сдать его планировал в 2015-м. Но процесс затянулся, долгострой оброс судебными исками, а также уголовным делом для директора компании Андрея Сидорова. В конце 2020 года сообщалось, что наблюдательный совет федерального Фонда защиты прав участников долевого строительства принял решение о достройке дома. «Есть деньги, есть застройщик, по срокам нам тоже все понятно», — заявлял тогдашний губернатор Сергей Морозов. По решению Арбитражного суда объект был передан региональному Фонду защиты дольщиков на возобновление строительства. Его директор Дмитрий Плохих обозначал сроки: начать работы планировалось в июле 2021 года, а сдать объект — до конца 2022. Озвучивалась и стоимость работ — 530 млн рублей. Однако планы изменились.
— Мы получили заключение экспертизы обследования. Скорее всего, достроен он не будет, а будет выплачена компенсация. У федерального Фонда есть такой механизм, — рассказал глава регионального Фонда.
Официальная формулировка, представленная минстроем такова: «В связи с выводами экспертов в представленном заключении об обследовании здания завершить достройку в срок, установленный законом, невозможно. В Федеральный фонд направлено ходатайство о пересмотре решения по восстановлению прав дольщиков с достройки на выплату компенсации. В случае выплат компенсаций, объект ООО «Максима» перейдёт в собственность федерального фонда и решение о дальнейшей судьбе будет принимать он».
В областном Фонде пояснили, что «пунктов, по которым дом не соответствует необходимым критериям на достройку, много»: конструкции и элементы здания возведены с отступлениями от нормативов, предусмотренных проектом, отсутствует место для парковки, нет возможности организовать удобные подъездные пути. Все это в дальнейшем скажется на комфортности жизни в доме — по федеральному нацпроекту «Жилье и городская среда» предусмотрено комплексное развитие территорий. Сейчас Ульяновск занимает 37 строчку в числе 63 крупных городов России с населением до 1 млн человек по комфортности жизни, набрав 184 балла (средний балл — 193, максимальный из набранных — 225 в Тюмени).
Также если все эти нарушения в «Молодёжном» исправлять, то невозможно будет уложиться в установленные законом сроки — на достройку домов дается три года с момента решения Арбитражного суда о передаче дома регоператору. Такое постановление для этого ЖК было вынесено 5 марта прошлого года.
— Многих документов не было, их приходилось восстанавливать, все это длительный процесс, потом была предварительная оценка, и только сейчас провели полноценную глубокую экспертизу. Далее на основании результатов уже наблюдательный совет федерального Фонда примет решение, — объясняют в ульяновском Фонде причины пересмотра планов по долгострою.
Договор на обследование с подрядными организациями заключает московское ООО «Технический заказчик Фонда защиты прав дольщиков» (гендиректор Николай Евстюнин, бенефициар — федеральный Фонд). Непосредственно обследование проводил казанский ООО «Научно-исследовательский центр "Ника"» (директор и владелец - Марсель Мириханов, выручка за 2020 год составила 109 млн рублей, но компания ушла в минус на 3 млн по чистой прибыли). Проектирование здания осуществлял ООО «Кангро-проект», принадлежащий ульяновскому архитектору Сергею Кангро, инженерные изыскания вела ООО «Ингеоконсалтинг» из Татарстана (гендиректор и бенефициар Олег Храмов).
Если федеральный Фонд все же принимает решение не достраивать объект, то дольщики получают компенсацию из бюджета. Ее размер определяется исходя из рыночной стоимости квартиры, аналогичной по площади, расположению и строительной готовности (постановление правительства РФ от 7 октября 2017 года №1233). Размер выплаты, как правило, больше той суммы, которую дольщик вложил при заключении договора.
Руководитель Ульяновского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ и дольщик «Молодежного» Руслан Хайров уверен: обнаруженные нарушения не настолько значительные и устранить их можно, но президент РФ поручил решить проблемы дольщиков до конца 2023 года, поэтому федеральному Фонду приходится как-то выкручиваться.
— Изначально не было ни одного основания полагать, что дом строится с нарушениями, был стройконтроль, под всеми документами — подписи представителей госорганов. Почему раньше никто не заметил никаких нарушений? Пока решение федерального Фонда о достройке дома действующее, мы будем надеяться на то, что его не изменят. Конечно, для дольщиков лучше квартиры, ведь высчитывать сумму компенсации будут специалисты Фонда и нельзя быть уверенными, что выплаты будут по актуальному рыночному ценнику. Важно, чтобы человек мог купить себе примерно эквивалентное жилье, — отмечает Хайров.
— Люди боятся потери в деньгах, ведь мы даже не знаем реальную степень готовности дома, ее не озвучивают и могут просто искусственно занижать, чтобы выплаты были меньше. У многих ипотеки, материнские капиталы задействовались. Что будет с ними? Сможет ли семья им воспользоваться потом? Очень много вопросов у всех, — объясняют дольщики журналисту 73online.ru.
Вице-губернатор Игорь Эдель обвинил федеральный Фонд в лоббировании интересов «своих» подрядчиков, которые не способны достроить дома, и заявил, что необходимо выплатить деньги дольщикам всех предложенных долгостроев. «Мы будем настаивать, что по семи домам надо отдать деньги, и все. Они присылали комиссию, которая определила, что по трем домам они отдают деньги, а семь мы должны достраивать, но люди, которые должны достраивать, просто не способны это сделать».
По предварительным подсчетам, замена достройки на компенсацию обойдется бюджету дороже. Сейчас завершить строительство стоит порядка 800 млн рублей, а вот на выплаты понадобится 1,5-2 млрд. При любом раскладе 82% затрат оплачиваются из федеральной казны и 18% — из региональной.