Должность председателя правительства должна быть совмещена с губернаторской, а число чиновников следует сократить на 10% - с таким предложением сегодня выступил руководитель фракции «Единая Россия» Василий Гвоздев на очередном заседании областного парламента. Только так, по мнению Гвоздева, можно выходить на реализацию бюджета 2020 года.
Разделение структуры госуправления на две самостоятельные должности - губернатора и председателя правительства - произошло в 2016 году, когда в устав Ульяновской области были внесены соответствующие изменения. До этих правок обе должности совмещал глава региона Сергей Морозов. По новому положению, губернатор остался высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть и утверждающим направления развития области и определяющим состав правительства и структуру исполнительных органов власти. Председатель правительства, в свою очередь, стал руководителем деятельности регионального кабмина, решающим вопросы реализации основных направлений политики, определенных губернатором. Главой кабмина был назначен Александр Смекалин, занимавший тогда должность первого зампреда правительства.
Первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев предложил сегодня оптимизировать структуру органов исполнительной власти, а Сергею Морозову - рассмотреть возможность совмещать должности губернатора и председателя правительства, как это было до 2016 года.
- Оптимизировать необходимо работу всех уровней власти, не только правительства, - заявил Василий Гвоздев 73online.ru. – Но начать следует именно с верхушки. Правительство часто работает безобразно, и это не вина отдельных личностей, а порочность всей системы, которая излишне раздута и громоздка. По сути, я предлагаю вернуться к структуре, которая работала у нас в 2000-х годах, когда чиновников было меньше, а ответственности у них было больше. Тогда каждый региональный министр был серьезным центром принятия решений, а сейчас, и это все знают, любой вопрос надо решать через губернатора. Раз так, то зачем нам содержать лишний аппарат? Зачем нам Смекалин? Нужно укорачивать звенья принятия решений. И вот под такую новую систему власти можно формировать бюджет. Только тогда мы сможем обеспечить региону прорывное развитие, чего от нас требует и губернатор, и президент.
- 10% сокращенных чиновников - это миллионы сэкономленных рублей. Куда вы предлагаете их направить?
- Я думаю, больше 100 млн рублей ежегодно сэкономим. А куда направлять, это сегодня вообще не вопрос: в здравоохранении беда с финансированием, нужны деньги на ремонт больниц и закупку бесплатных лекарств. Туда эти средства и отправим.
По мнению Гвоздева, "это позволит увеличить эффективность работы государственной власти на территории региона, сократит время на принятие важных решений, повысит исполнительную дисциплину и приведет к значительному сокращению расходов на государственное управление". Завершить эту работу следует до 1 сентября, а отработкой вопроса займется специально созданная рабочая группа из числа депутатов ЗСО, представителей администрации и экспертов.
В целом же, предложение Василия Гвоздева ложиться в канву недавних заявлений самого губернатора Морозова о ликвидации регионального правительства и превращении его в проектный офис. "Нужно переформатировать работу, чтобы больше времени уделять вопросам развития", - заявлял, например, глава региона. По его мнению, чиновничий аппарат с учетом цифровизации должен сокращаться, а эффективность и открытость - повышаться. "Мы надеемся ликвидировать правительство как организационно-управленческую структуру, перейти на интегральные офисы. Это даст возможность нам действительно видеть, насколько чиновники как бизнесмены умеют работать", - говорил Морозов на полях Петербургского международного экономического форума. В таком случае, конечно, разделение полномочий между высшим должностным лицом и исполнительной властью лишено смысла.
- Думаю, оно носит популистский характер и согласовано с тем же правительством, которое Гвоздев якобы "свергает". В целом, идея возвращения к структуре власти начала нулевых кажется мне бессмысленной, потому что дело не в должностях и полномочиях, а в людях, которые эти должности занимают. Как колоду не перетасуй, а закончится все тем, что наверху будет все тот же Смекалин и другие чиновники. Менять надо весь социально-экономический курс и отдавать власть правительству народного доверия.
- Сколько же раз за последние 15 лет я слышала о подобных инициативах? Если навскидку сосчитать, то раз семь точно. Это чистейшей воды популизм, причем даже непонятно, на кого рассчитанный – люди во все это не верят уже давно, - считает политолог, доктор политических наук, профессор Нина Дергунова. - "Единая Россия" сейчас находится в тяжелейшей ситуации, на носу муниципальные выборы, а рейтинг партии отрицательный. Они пытаются что-то делать: праймериз, дороги вдруг везде ремонтировать начали, теперь вот чиновников хотят сокращать… Но послушайте, у нас при каждом министерстве созданы якобы неправительственные структуры, которые официально не чиновники, а НКО, но при этом финансируются отдельной строчкой без конкурса. Например, Центр стратегических инициатив при минфине. Вот вам и все сокращение – чиновников переводят в эти НКО, рапортуют о сокращении, а они начинают получать коммерческие зарплаты.
- Чиновничий аппарат сокращать нужно, об этом говорят все и всегда. Вопрос в том, кого сокращать и насколько, - отмечает президент регионального фонда политических исследований "РАПИР" Дмитрий Травкин. - Не зная конкретики, могу лишь сказать, что желательно, чтобы при этих сокращениях не был нанесен вред структурам, которые заняты выполнением серьезных государственных функций. А вот те структуры, которые заняты обеспечивающей работой, можно и сократить, если на то согласятся их учредители.
Выяснить, что по поводу инициативы Гвоздева думает сам Александр Смекалин, не удалось.
Кирилл Биджанов, Максим Кузнецов