В четверг врио губернатора Алексей Русских обсудил с главами профильных ведомств развитие акватории Волги. Председатель Корпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов предложил для доступности речпорта и центрального пляжа задействовать в качестве транспорта канатную дорогу, а руководство порта выступило с идеей объединить Ульяновск, Красный Яр и Сенгилей туристическим теплоходным маршрутом. Глава региона предложил взять в лизинг три новых «Метеора» и «зациклить» областной центр с Казанью, Тольятти и Самарой.

Совещание провели в формате речной прогулки — на борту теплохода «Юрий Эм». Алексей Русских отметил, что регион использует туристический потенциал Волги не полностью — в ульяновский речной порт ежегодно заходит меньше сотни судов, на 31 июля прошло всего 8,5 тысячи пассажиров. «В лучшие времена ходило более 300 судов, более одного миллиона туристов ежегодно бывали на берегах Ульяновской области», — сказал Русских и попросил от участников совещания конкретные предложения «как воскресить речную туристическую отрасль региона».

— Мы должны обеспечить регион современной транспортной речной инфраструктурой, гидротехническими сооружениями, подъездными транспортными путями, инженерными и коммунальными сетями. Нам необходимо берегоукрепление, благоустроенная набережная. Важно развивать систему круизных туристических маршрутов и пассажирских перевозок по реке, как на длинные дистанции Москва-Самара, так и на коротких маршрутах, как Казань-Самара, а также по местным местам рекреации, — заявил Русских и добавил, что лучшим путем для достижения всех этих целей будет участие в новом нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства», чтобы получить федеральную поддержку. «Не получится — наш речной порт останется покрываться водорослями и мхом», — констатировал врио.

Глава Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов перечислил проблемы, которые накопились в акватории. Первая — большие заливы, которые теряют судоходную и рыборесурсную инфрастуктуру. Впервые за 15 лет в прошлом году началась работа по расчистке Юрманского залива. Второе направление — нужен стимул для развития частной причальной инфраструктуры, которая привязана к туристическим базам (в прошлом году был опыт формирования лоций для яхтного туризма в акватории). Третье нужен проект формирования «нижней набережной».

Есть планы по завершению реконструкции парка «Приморский», который всегда использовался как некая нижняя набережная и связывался с пляжем. Это проект реорганизации территории, начинающейся от речного порта и заканчивающейся пространством между Императорским и Президентским мостами. Это пятилетняя перспектива для реализации, рассказал Гайнетдинов.

Также проблемой он назвал отсутствие «легального» пешеходного подхода к речпорту. Есть идея использовать канатную дорогу, чтобы из центра люди могли попадать на пляж. Глава региона поручил связаться с владельцем канатной дороги Олегом Гаевским для обсуждения такой идеи.

«Жемчужиной» всего этого крупного проекта могло бы стать устройство нового речного вокзала — сейчас его расположение вызывает ряд проблем, считает Гайнетдинов: заходя сюда, по правилам судам надо делать крюк, удлиняя маршрут на 14 км. Для судоходных организаций это дорого.

— Главное для любого города на воде — близость центра к причалу. У нас с этим проблема. Еще здесь не реализовать никакого капитального строительства, ведь все еще остается оползневая зона. Нужно вносить изменения в генплан, чтобы осуществлять какие-то инвестиционные проекты, — рассказал глава Корпорации развития предпринимательства.

Учредитель ОАО «Ульяновский речной порт» Марат Якупов рассказал, что через порт проходит более сорока грузовых судов. Это больше, чем в Самарском, Тольяттинском, Волгоградском портах, но меньше, чем в Казанском в полтора раза. Пассажирских в ульяновском порту осталось три теплохода. В этом году в порт зашло 79 больших теплоходов (12 193 пассажира), два года назад к берегам Ульяновска пришло 101 судно.

Якупов обозначил одной из проблем отсутствие причалов — они находятся в «плачевном состоянии». В Красном Яре был построен причал для зеленой стоянки (остановка теплохода у причала вне городской черты либо крупных населенных пунктов - прим. ред.), но сейчас он также требует ремонта. Якупов был солидарен с Русланом Гайнетдиновым и отметил, что отсутствие речпорта, парка и пляжа в свободном доступе сильно сказывается на пассажиропотоке. «Те же люди, которые пойдут на пляж, отправятся на часовые прогулки на теплоходе», — считает Якупов. Он предложил проект «Симбирская кругосветка», которая предполагает объединение трех пунктов — Ульяновска, зеленой стоянки Красного Яра, Сенгилея — местным теплоходом вроде «Московский-20». По мнению главы речпорта, это поможет удвоить существующий пассажиропоток.

Алексею Русских идея понравилась, он попросил подготовить презентацию для детального рассмотрения идеи и путей ее реализации.

Директор Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин отметил высокую стоимость обслуживания пассажирских судов — почти в три раза выше, чем в соседних регионах. Это обусловлено высокими налогами, расходами, связанными с транспортной безопасностью, также в цену входит 20% за аренду причала.

— Мы изучили вопрос поддержки причальных комплексов. Например, в субъектах ПФО действует целевое субсидирование из средств бюджетов региональных и муниципальных уровней. Так, в Татарстане на причальные сооружения выделяется 65 млн рублей, в Самаре — 45 млн, в Чувашской республике — 6,5 млн, в Тольятти — 5 млн рублей, — рассказал Ильин.

Алексей Русских поручил ему провести совещание с судоходными туристическими компаниями, на каких условиях они бы останавливались в нашем регионе, что может удовлетворить их запросы. А и.о. министра транспорта Ульяновской области Евгений Лазарев заявил, что ведомство готово продумать механизм субсидирования речных перевозок.

И.о. министра природы Гульнара Рахматулина отчиталась, что большим началом для развития берега Волги станет борьба с его оползневой зоной протяженностью 17 км. Для этого запустили проект по укреплению первых трех километров оползневой части Ульяновска — от Президентского моста до улицы Тухачевского. Проект включает в себя четыре основных этапа: создание системы водоотведения, укрепление склона (разреза Милановского, который «едет» последние пять лет), берегоукрепление со строительством набережной. Разработано техзадание, оно проходит экспертизу в Министерстве ЖКХ, в проекте бюджета на следующий год предусмотрено финансирование на разработку проектно-сметной документации первых трех километров спуска. На 2023-2024 годы регион ждет федеральных денег.

— Давайте обговорим, чтобы проектировали и делали по шесть километров. А то так и всей жизни не хватит, — возразил Алексей Русских.

Рахматулина ответила, что в планах разделить зоны на 3, 10 и 4 км, потому как где-то склон еще не готов к работам из-за близости жилых строений, а на первых трех километрах сейчас ограничений никаких нет.

Алексей Русских заявил о планах купить три новых теплохода «Метеор» с помощью льготного лизинга на 15 лет (стоимость одного судна порядка 600 млн рублей) и поручил «рассчитать математику». С помощью нового транспорта появится возможность «зациклить» Ульяновск с Казанью, Тольятти и Самарой.

— Нужно рассчитать наше финансирование: либо мы все затраты возьмем на себя, либо с учетом объединения средств всех этих субъектов при создании совместного проекта. В принципе [Рустам] Минниханов (президент Татарстана - прим. ред.) не против, я с ним говорил на эту тему. Нам нужно понять, сколько придется дотировать из регионального бюджета, — указал губернатор.

Глава минтранса уточнил, что ведомство рассматривало эту возможность и уже рассчитывало цену билета для пассажиров — она составит от 800 до 1,5 тысячи рублей в зависимости от наполняемости теплоходов.

Дарья Гордеева