Министерство искусства и культурной политики - стабильный поставщик казусов, опусов и прочих интересностей в региональную повестку дня. Оно и понятно - сферу населяют люди творческие, неординарные, талантливые, а в силу этого очень эмоциональные. Вот и очередная история подоспела - в ответ на увольнение с поста руководителя Ундоровского палеонтологического музея Владимир Ефимов решил уйти… вместе с музеем.
Точнее, с большинством его экспонатов - с результатами многолетних раскопок. Пришли работники культуры, глядят - а выставочные стенды пусты. Первый порыв после того, как вызвали полицию - покрутить пальцем у виска и посетовать на то, что пожилой палеонтолог совсем вышел из ума. Во-первых, зачем Ефимову такое количество костей? Показать он их никому не сможет, продать – тоже. Не бульон же варить, в самом деле. Во-вторых, человек очень рискует - не только по закону, но и репутационно. Ведь такую пропажу не скроешь, не увильнешь, не сделаешь по ее поводу непонимающий вид - типа, я не брал, не в курсе. Абсолютно проигрышный шаг отчаявшегося человека - от бессилия, не иначе.
Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что ситуация гораздо сложнее, чем кажется. Вдруг выясняется, что у археолога вполне могут быть законные права за все изъятое им историческое добро - почти 250 штукокостей. Все дело в юридических нюансах, хорошо знакомых опытному палеонтологу - по существующему регламенту, если результаты раскопок официально не переданы тому или иному музею (или подобной организации), то принадлежат они тому, кто их, собственно, и выкопал.
Как следует из предварительных результатов проверки, Ефимов «забывал» оформить артефакты в областную собственность на протяжении последних трех лет. Несложно сопоставить, что началось все именно в момент обострения конфликта между ним и минкультом, который в те годы возглавляла Татьяна Ившина. Директор Ундоровского музея регулярно жаловался на чиновницу губернатору за внеплановые проверки и другие пакости. Как реагировал глава региона, неизвестно, но явно не так, как хотелось бы ученому.
В итоге он решился на публичный демарш - прочитал скандальный доклад в стенах влиятельного Дарвиновского музея, в котором, по его же словам, вынес весь сор из избы. Министр в публичную полемику не ввязывалась, давила аппаратно и только после очередного культурного взрыва (все помнят открытое письмо Шабалина с безжалостной критикой в адрес руководительницы ведомства, открыто поддержанное Ефимовым), устами председательницы Общественного совета при министерстве Анны Карвалейру был оглашен полный список претензий к главному ульяновскому «динозавроведу». Он выглядел примерно так:
- хороший ученый, но плохой менеджер;
- научный центр не создан;
- потока туристов нет;
- грантов нет;
- новых музейных программ нет.
Ефимов, естественно, возмутился - что-то опроверг, в чем-то попытался оправдаться. Впрочем, не особо важно, кто из сторон формально правее - интересен сам факт столь глубокого конфликта. Дело ведь в любом случае не в словах и озвученных пунктах, а просто в кардинальном расхождении взглядов на то, что и как делать. Ившина - ярко выраженный новатор и технократ, Ефимов - классическая старая школа, которую переделывать и перевоспитывать бесполезно.
Как и бесполезно было надеяться на то, что бунтующий ученый усидит в кресле директора - ну, так не бывает. Коса нашла на камень, и камень решил замстить - начал аккуратно складывать окаменелости в нужную коробку.
Все бы ничего, но это продолжалось ТРИ года. Приходила проверка за проверкой в поисках повода для репрессий. Находила что угодно, но только не главное и оглушительное - на особо охраняемой территории за государственные деньги проводились абсолютно частные раскопки. Наверное, на халатность это не тянет, но на провальный непрофессионализм - как минимум.
И это Ефимов после подобного плохой менеджер? Да ему тренинги по конфликтологии нужно начинать читать, заработает гораздо больше, чем на прежнем месте работы. Пока еще совсем не ясно, как завершится эта эпопея. По логике вещей, экспонаты должны вернуться в музей. Но кто знает, насколько серьезно настроен экс-директор.
Все же становится понятно, что с приходом нового министра Мезиной внутренние противоречия в региональной культурной среде не рассосались сами собой. Вдобавок к этому продолжают взрываться «бомбы», заложенные при прежней власти при ее попустительстве и по ее недосмотру, а «подрывается» на них, к глубокому сожалению, репутация региональной культурной отрасли. Да и культура в целом, увы.