Стали известны подробности проверки, которую сотрудники полиции провели накануне в Ундоровском палеонтологическом музее. Выяснилось, что визит силовиков во владения Владимира Ефимова, отстраненного от поста директора приказом главы минкульта Ольги Мезиной, инициировали члены рабочей группы, приехавшие в Ундоры принимать музей. Он оказался опустошенным, коммерческий киоск закрыт.

Рабочей группе предстояло проверить состояние дел в музее в канун освобождения директора от должности – его трудовой договор истекает 22 октября. В комиссию вошли сотрудники бухгалтерии и правового управления регионального минкульта, хранители областных музеев и работники Ленинского Мемориала. Когда вместо экспозиции увидели пустые витрины, вызвали полицию. Владимир Ефимов накануне и сам рассказал, что вывез на свою территорию большую часть оборудования и некоторые экспонаты, которые считает своей собственностью.

Следственно-оперативная группа работала в музее до 23 часов, выяснилось немало интересного. Сотрудники музея дали показания, из которых можно сделать вывод, что реализация сувенирной продукции шла без отчетности. Деньги передавались лично в руки директору, через контрольно-кассовый аппарат не проходили, а фактически, государственное имущество – музей – использовалось для личного бизнеса директора. В коллекции музея на момент проверки оказалось 480 экспонатов. Столько же было в 2014 году. За последние три года экспозиция не пополнилась ни одним раритетом, но накануне, по данным проверки, Ефимов вывез 264 предмета. Получается, в стенах бюджетного учреждения он демонстрировал свою личную коллекцию.

Является ли вывезенная мебель и оборудование личным имуществом Владимира Ефимова, предстоит установить полиции – палеонтологу достаточно представить соответствующие документы, а вывезенные экспонаты, по мнению музейных работников, де юре действительно – его собственность. Проблема Ефимова в том, что последние три года он вел на деньги областного бюджета раскопки на территории заказника, который является особо охраняемой территорией области – там действует особый правовой режим. Найденные артефакты ученый описывал, выступал с научными публикациями, но по каким-то причинам находки в качестве музейных экспонатов не фиксировал, хотя должен был проводить их по актам приемки-передачи на ответственное хранение, а после заседания спецкомиссии передавать экспонаты в государственный музейный фонд. Эти процедуры не проводились. Музейная деятельность в этой части регламентируется Положением об экспонатах 1985 года. Помимо отсутствия неучтенных раритетов члены рабочей группы минкульта обнаружили пересортицу того, что осталось и лотки «неучтенки» для реализации.

Владимир Ефимов выразил свою точку зрения на результаты проверки:

- Ко мне сформулировано несколько претензий. Самая существенная, пожалуй, что, якобы, торговля сувенирной продукцией шла мимо кассового аппарата. Это не совсем так. Возможно, непонимание возникло, когда мои сотрудники объяснили проверяющим схему, по которой музей выполнял утвержденный минкультом план билетных продаж. Сейчас мертвый сезон, посетителей нет, а план – есть. Что делать? Мы брали у оптовиков сувениры, продавали с наценкой и вписывали выручку в билетные продажи. Кроме того, меня обвинили, что вывез сотни экспонатов без документов. Да, вывез, в основном окаменелости и аммониты. Но почему без документов? У меня на каждый камушек – акт приема, акт возврата. Если нужно, готов судиться.

Председатель рабочей группы Минкульта, директор ульяновского областного Художественного музея Сергей Жданов сообщил, что выводов инспекции не стоит ждать раньше понедельника:

- Комиссия работала вчера, работает и сегодня. В настоящий момент сотрудники рабочей группы описывают то имущество, которое еще осталось в музее. Но если речь пойдет об актировании всей экспозиции с уточнением перечня, работа может затянуться и на неделю. В итоге будет официальный пресс-релиз Министерства искусства и культурной политики, как учредителя Ундоровского палеонтологического музея.

- Ну а музей вообще будет?

- Поставлена задача уже с понедельника приступить к его ремонту. Деньги на это в бюджете заложены, но Владимир Михайлович отчего-то не произвел положенных по закону процедур торгов и заключения договоров с подрядчиками. К новому году обновленный музей должен быть вновь открыт.

Кто придет на смену Ефимову, пока неизвестно. По мнению опрошенных экспертов, молодые и талантливые палеонтологи в Ульяновской области есть. Замещение должности директора Ундоровского палеонтологического музея – прерогатива министра, скорее всего, этот вопрос будет обсуждаться с губернатором. Будет ли объявлен конкурс с представлением концепций развития или произойдет прямое назначение директора, решится в ближайшие дни.

Справка 73онлайн

Ундоровский палеонтологический музей в качестве филиала Ульяновского областного краеведческого музея создан в ноябре 1990 года на базе народного музея, основанного Владимиром Ефимовым в местной школе-интерате.

Экспозиция расположена в центре села Ундоры (Ульяновский район). Это первый музей в России в местонахождении ископаемых животных и растений мезо-кайнозойского времени (от 180 до 1,5 млн лет), единственный в Поволжье палеонтологический музей с богатой коллекцией ископаемых морских беспозвоночных и рептилий. В двух километрах от музея расположен памятник природы — Городищенский разрез, эталон волжского (титонского) яруса верхнеюрской системы.

Фото музейных экспонатов взято с live-report.livejournal.com