Проблема блокирования счетов ульяновских юрлиц и ИП для взыскания пенсионных начислений, которое проводится зачастую повторно, как выяснилось, носит системный характер. Чиновники сообщают, что сбой в передаче Пенсионным фондом сведений в налоговую инспекцию произошёл из-за некорректной работы автоматизированной системы учёта данных. Проблема коснулась сотен предпринимателей в Ульяновске, Новоульяновске, Барышском, Павловском, Николаевском, Карсунском районах области. В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей провели совещание для поиска выхода из ситуации, поводом для которого стало коллективное обращение ульяновских коммерсантов. В итоге решено создать «горячую линию».

Сергей Дроздов, аналитик ГК «ФИНАМ»:

- Такая проблема наблюдалась не только в Ульяновской области. По состоянию на текущий момент ФНС поменяла позицию о блокировке счетов юридических лиц. Теперь ее не должно происходить в тех случаях, когда расчет по обязательным взносам был сдан не вовремя. На данное решение повлияла позиция Минфина, который настаивал на том, что налоговые службы неправильно интерпретируют Налоговый кодекс, в котором нет указания блокировать счет за неуплату страховых и иных взносов, ссылались на п. 11 ст. 76 НК РФ. В результате Федеральная налоговая служба оказалась вынуждена согласиться с точкой зрения Минфина России, заявив о пересмотре позиции по приостановлению обслуживания счетов за несвоевременные расчеты по взносам. Что же касается предпринимателей с замороженными счетами, то в свете принятия единого консенсуса по данному вопросу между ФНС и Минфином ситуация вскоре нормализуется.

На прямой запрос по поводу способов решения проблемы повторного взыскания страховых взносов в Министерстве финансов России порталу 73онлайн ответили, что Минфин лишь высказал свою позицию, а пути выхода из ситуации теперь относятся к компетенции Министерства труда, куда соответствующий запрос тоже направлен.

Напомним, отчитываться об уплате страховых взносов (кроме взносов на травматизм) ИП и юридические лица с первого января должны не в Пенсионном фонде, как раньше, а в налоговой инспекции. Федеральный закон о смене администратора принят 3 июля 2016 года (243-ФЗ). В Налоговый кодекс введена новая глава «Страховые взносы». Крайний срок выплат – 1 апреля. После этого все данные Пенсионный фонд должен был передать в налоговые органы.

Пенсионный фонд заявил, что все сведения о поступивших страховых взносах и должниках отправлены в налоговую службу в срок и в полном объёме, но фискалы из-за некоего сбоя их не получили. Поэтому, не имея подтверждений по выплатам, они начали массово блокировать счета для взыскания пенсионных начислений. В том числе, у добросовестных налогоплательщиков. Сколько предпринимателей попали под санкции, в пресс-центре региональной инспекции ФНС сообщить не смогли:

- Да, проблема имеет место быть. Мы ни в коем случае от неё не открещиваемся. Передача баз данных плательщиков произведена в срок, но у нас нет на руках списка страхователей, чьи платежи за прошлый отчётный период не прошли. Это очень замедляет процесс решения проблемы, ведь ошибки выявляются в индивидуальном порядке и их исправление происходит точно так же – персонально. На данный момент мы пытаемся снизить напряжённость в рамках закона. Техническую сторону вопроса мы не можем комментировать, но однозначно, произошёл какой-то сбой. Списка тех, кто оплатил взносы в срок или погасил задолженности, в инспекции нет. Существует только общий реестр. У нас нет отдельной базы страхователей, с чьих счетов ошибочно списали средства. Да, мы пытаемся решить эту проблему. Конечно, наличие базы помогло бы разом разобраться в ситуации, но её у нас нет, и работ по созданию пока что не ведётся.

В Пенсионном фонде готовы выдавать предпринимателям справки об отсутствии задолженности. Но как выяснилось, даже бумажная волокита проблему не решает. Такой вывод можно сделать, изучив комментарии ульяновских бизнесменов в отношении ситуации, которая сложилась из-за несбалансированности действий ПФР и ФНС:

Михаил Новосёлов: Государственные органы, живущие за счёт налогов от граждан, не могут помочь им, более того, наоборот, мешают. А всё из-за безответственности. Чиновники знают, что никто не будет привлекать их к ответственности, потому что людям некогда этим заниматься. Ситуация меняется только благодаря тем, кто готов до конца оспаривать беспредел власти и биться за свои права.

111: В Ленинском районе тоже самое. Списали только после обращения в июле того года. Правда, сделали все сами. А теперь новый сюрприз от налоговой. Выставили транспортный налог за 2014 год, хотя он уплачен. Надо опять идти.

Владимир Мигачев: У меня то же самое... Сначала с транспортным накосячили, теперь с пенсионным... Заэлектронись совсем! Надо бабульку со счётами посадить считать налоги. Толку больше будет.

Аноним: Переплату ИФНС не засчитывает, надо сделать три поклона - в ИФНС, ПФР и ФСС, пять бумажек написать, самим всё разнести в эти «электронные» структурки и месяц ждать!

Надежда Лазарева: В Засвияжском районе та же ситуация.

Наталья: Опять скорее всего «человеческий фактор», то есть пресловутое разгильдяйство конкретных работников государственных структур. Не раз сама сталкивалась с безграмотностью и простым тупым нежеланием работников налоговых служб исполнять свои прямые обязанности...

Игорь: Гнать в шею таких неграмотных налоговиков. В УФМС в Засвяжье заходишь как в дом престарелых: уже мозги не работают, сидят до 70 лет.

Антон: Да, у меня так же, только после предоставления справки из Пенсионного фонда об уплате налогового сбора ИФНС не отзывает инкассовое поручение, а требует его электронного подтверждения от Пенсионного фонда!

Анна Панкрашкина: В соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность, причиненную в результате неправомерных действий. Никакого запроса от ИФНС не должно было быть. Это обязанность пенсионного фонда передать всю информацию в ИФНС. Если выставлено поручение, то все деньги, поступающие на счет в пределах суммы списания будут автоматически списываться банком. Это может привести к реальным убыткам (неисполнение обязательств по договорам и как следствие - пени и неустойки от контрагентов). Все это и есть убытки, понесенные вами в результате неправомерных действий фискальных органов.

Alexey Vesnin: Давно пора коллективный иск им впаивать и коллективно также до ЕСПЧ идти, в случае чего. ГосРэкетиры.

Светлана Павлова: Так это ПФР надо предъявлять, они некорректно передали данные?

Алмаз Кучембаев: Не передали ПФР, а взыскала налоговая. Нам какая разница, что там у них происходит? Кто взыскал, тот и не прав перед нами!

Василь Самигулин: Такое и в Ленинском районе происходит. После получения из ПФР справки об отсутствии задолженности, 4 месяца налоговая не могла вернуть снятые с карточки деньги. В итоге перевели на транспортные авансом.

И все же теперь, спустя, как минимум, через месяц после появления проблемы, в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области, наконец, состоялось совещание, на которое Екатерина Толчина пригласила руководителя регионального УФНС Игоря Мюрка и его заместителя Александра Глушко.

Договорились создать «горячую линию» по повторным взысканиям.

Телефоны: 8-(8422) 41-01-72 и 8-(8422) 42-80-84.

Плюс опубликовали Краткую инструкцию по действиям в ситуации списания денежных средств либо получения требования об оплате:

1. Через личный кабинет ИФНС:

– зайти в личный кабинет налогоплательщика;

– отправить свои данные, ИНН;

– указать дату списания денег/выставления требования;

-указать дату оплаты взносов;

2. Для тех, у кого нет личного кабинета:

– на сайте ФНС заполнить форму в электронном виде, указав перечисленные в п.1 сведения.