26 февраля в ульяновской школе №81 ученик 8 класса прямо во время урока ударил ножом учительницу алгебры и геометрии. Раненый педагог перенесла операцию, а школьника по решению суда на два месяца заключили под стражу. ЧП вызвало широкий общественный резонанс, губернатор Сергей Морозов назвал происшествие вопиющим. Версий случившегося несколько: от неразделенной любви и психической нестабильности подростка, который увлекался идеями массовых убийств в школах, до неприязненных отношений с учительницей. Мать подростка заявила, что ребенок воспитывался в благополучной семье, а в инциденте виновата школа: «Провокаций было очень много». На чьи плечи ложится ответственность за случившееся? На школу, не обеспечившую должного контроля за учебно-воспитательным процессом? Или на родителей, не сумевших предугадать эмоциональный срыв своего 15-летнего сына?
Лидия Жуковская-Латышева, директор гимназии №44 имени В.Н. Деева, Заслуженный учитель России:
- Здесь виноваты все: и общество, и где-то наши недоработки, но база идет из семьи. Школа помогает в развитии ребенка, формировании его отношения к семье, обществу. Если родители поймут, что школа – это их союзник, только тогда всё будет получаться. Чтобы воспитать достойного гражданина, надо объединить усилия всех: государства, социума, школы и семьи, конечно. Мы ищем виноватого, а виноваты все. Не надо пенять на кого-то и обвинять. Нам всем больно. Надо решать проблемы и объединяться.
Дмитрий Кочкарев, депутат Ульяновской гордумы, директор ФОК «Орион»:
- Ситуация очень сложная. Оценку поведения мальчика должны давать специалисты. Как педагог и руководитель оздоровительно-образовательного учреждения могу сказать, что сегодня стало очень модным обвинять в случившемся только учителей и руководство школы. Нужно отдавать отчет, что всё начинается с воспитания в семье. Полностью возлагать ответственность на школу – неправильно и некорректно. Поэтому с моей точки зрения, школа дает знания, образование, но мы же понимаем, что в школе ребенок находится ограниченное количество времени. Родителей можно понять – это защитная реакция: виноват всегда кто-то, но не я сам. Сейчас виновата только директор школы получается, которая уволилась. Педагоги и директора школ - самые незащищенные люди в таких ситуациях.
Эдгар Красаускас, координатор общественного движения Совет отцов Ульяновской области:
- Я абсолютно с этим не согласен. У нас всегда так: когда что-то происходит в семьях, во всем виновата школа, и постоянно кого-то увольняют после этого. Нужно смотреть на всё: чем занимался парень, куда ходил, какие секции посещал, как проводил свободное время. Отсюда нужно отталкиваться - насколько мама занималась сыном. В любом случае, я ее понимаю: как любая мать, она хочет защитить своего ребенка, но в данном случае, я считаю, школа не виновата.
Ванда Аисова, общественный деятель, журналист, многодетная мать:
- Конечно, ситуация очень сложная. Я не могу кого-то сходу обвинять. Я не знаю, что там произошло, и были ли нападки на ребенка со стороны учителя, но я допускаю, что это возможно. К сожалению, такие случаи нередки, когда учителя позволяют себе недопустимые вещи в обращении с детьми. Увы, ранее я тоже с таким сталкивалась в других школах, где учились мои дети. Голословно обвинять только школу в этой ситуации я не могу, но допускаю, что конфликт действительно был.
Александр Телепнев, директор МБУ «Симбирцит»:
- Те, кто не занимается своими детьми, обвиняют посторонних. И, к сожалению, прежде всего они обвиняют школу. Главную роль в воспитании ребенка играет семья, в первую очередь родители. По моему опыту, когда случается какая-то беда в семье, очень нехорошо искать виноватых на стороне. Наверное, сначала необходимо задать вопрос себе: в чем недоработка, и почему твой ребенок так поступил? У классного руководителя - 30 детей, и у него есть задача дать им знания, а у тебя в семье - один ребенок, и ты не можешь с ним справиться. С моей точки зрения, любой учитель – это святой человек.
Елена Скворцова