Журналистское сообщество возмущено преследованием Ивана Голунова. По мнению руководителей издания, задержание спецкора может быть связано с его профессиональной деятельностью. Голунов много писал о коррупции в московской мэрии, о переделе рынка похоронных услуг, мошенничестве микрофинансовых организаций и других крайне чувствительных для власти и теневого бизнеса темах. Открытое письмо профессионального союза журналистов и работников СМИ за немедленное освобождение Голунова подписали 7578 человек, вчера оно было направлено в МВД, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. В ПСЖ произошедшее с Голуновым считают грубой и нелепой провокацией, а также демонстрацией угрозы российским журналистам-расследователям. Но важно понимать, что дело Ивана Голунова - очень плохой сигнал не только журналистскому сообществу, но и всему российскому обществу, поскольку оно показывает, как легко можно расправиться фактически с кем угодно.

Сергей Титов, корреспондент газеты «Коммерсантъ»:

- Я думаю, что в данной ситуации это направлено на одного конкретного журналиста. Что там произошло, мы пока точно не знаем. Есть разные версии, что Голунов своими расследованиями задел некие высокие чины. Хотя подобное происходит не в первый раз. Попытки давить на средства массовой информации, на журналистов, которые поднимают слишком острые темы или касаются определенных высокопоставленных лиц, были и раньше. Просто этот случай - из ряда вон выходящий, когда почему-то правоохранительные органы решили, что могут действовать старыми методами. Печально еще другое - это дело касается не только журналистов. Подобные методы - провокации и подкидывания - и раньше были, и это касалось простых людей. Вот почему три ведущие деловые газеты России опубликовали совместное заявление, заявив, что и мы, и я - это и есть Голунов. Это касается каждого, и не только относительно СМИ и свободы слова, но и по части прав и свобод любого гражданина. Даже на Петербургском международном экономическом форуме устами Алексея Кудрина было сказано: чтобы нам дальше развиваться, нам надо решить проблемы с правоохранительной и судебной системами. Потому что то, что происходит сейчас, неправильно. Кудрин, конечно, говорил больше о бизнесе, но я имею в виду права граждан.

Евгений Карманов, журналист:

- Я не думаю, что это попытка запугать журналистское сообщество. Это была попытка либо отомстить конкретному журналисту за его прошлые публикации, либо попытка повлиять на его готовящиеся материалы. Организаторы провокации не предполагали подобного резонанса, думали, что все будет как всегда - тусовочка побурлит, но все быстро сойдет на нет под натиском "100-процентных доказательств". Но так или иначе, это как раз тот случай, когда удар по одному журналисту - это вызов всему профессиональному сообществу. И, что важнее, когда удар по одному человеку - это удар по всем нам. Сейчас в комментариях много скепсиса: "Это всего-лишь один человек, тысячи и десятки тысяч притесняемы, одного отобьете - для других ничего не изменится". Отчасти это так - в возникшем резонансе хорошо просматривается "хайповая" составляющая. Но не стоит по этому поводу огорчаться - в современном мире по-другому не бывает. Да и в истории, если посмотреть, большие перемены для многих начинались с частных случаев - достаточно вспомнить борьбу с расизмом в США в 60-70 годах прошлого столетия. Притесняемы были сотни тысяч человек, в тюрьмах сидели сотни, тысячи, были убиты десятки людей. Но именно убийство доктора Кинга стало точкой бифуркации. Так жизнь устроена, по таким законам она движется. Поэтому не нужно рефлексировать, нужно болеть душой за Ивана, равно как и за других честных людей, притесняемых сильными мира сего. Главный урок, который все мы, как мне кажется, должны извлечь их этой истории - нет никого, кто вместо нас поборется за наши права. Это можем сделать только мы сами. И мы можем это сделать.

Геннадий Антонцев, замминистра энергетики, ЖКХ и городской среды Ульяновской области, в прошлом - журналист изданий «Симбирский курьер», «Народная газета» и других:

- Совершенно однозначно речь идет об одном конкретном человеке, который для кого-то, скорее всего, представляет угрозу. Потому что журналистское сообщество достаточно разношерстно и даже не все журналисты вникают в то, что произошло с Голуновым. Я смотрел список его расследований и, конечно же, прочитал не все, но хочу сказать, что у меня вызывают доверие тексты, которые я прочитал. Некоторые похожие темы я тоже в свое время вел, и выводы, которые есть у Ивана, очень похожи на выводы, которые делал я, даже несмотря на то, что события происходили в разных регионах. У меня сложилось такое впечатление, что я могу доверять тому, что пишет Иван. У него, конечно, могли быть недоброжелатели, следствием чего стало его задержание. Само задержание и рассказы о нем вызывают сомнения, а оценивать поведение сотрудников органов я не вправе.

Виталий Ахмеров, собкор «Российской газеты»:

- Я склоняюсь к тому, что поводом для, вероятно, заказного дела против Голунова стал узкокорыстный интерес кого-то из тех, чьи дела он вскрыл в своих расследованиях. Однако это не повод недооценивать масштаб происходящего. На месте Ивана может оказаться любой, кто честно выполняет журналистский долг. Важно сделать все, чтобы впредь никому и в голову не пришло пытаться заставить молчать журналиста, несущего правду.

Константин Ильин, директор и главный редактор «Дорожного радио»:

- Сложно объективно судить, зная ситуацию с чужих слов и однобоких комментариев в интернете. Не думаю, что произошедшее - попытка запугать всё журналистское сообщество, попытка показать их место, типа "сидите и не высовывайтесь". Вряд ли. А вот то, что произошедшее - попытка дать сигнал одному конкретному человеку, это вполне может быть. Наркотики могли и подбросить, не обязательно правоохранительные органы. Случившееся может быть инсценировано недоброжелателями. В выходные поизучал статьи Ивана Голунова и не нашёл среди них прямо сенсационно громких разоблачений. Да, он разбирался в том, как построено "Сколково", кто занимается возведением московского метро или как устроен рынок "чёрных кредиторов" и как они отбирают квартиры у москвичей. Кому-то мог не понравиться сам факт того, что копаются в сфере, в которой они зарабатывают деньги.

Дарья Рябикова, главный редактор журнала «Вкус жизни»:

- Я считаю, что перед законом должны быть все равны: и чиновник, и сотрудник полиции, и журналист. Ни у кого и ни под каким предлогом не должно быть иммунитета. Торговля наркотиками - очень серьезное обвинение, поэтому надо разбираться. Виновен ли он или это провокация - должны определить представители компетентных органов. А пока всё это лишь догадки и спекуляции. Но, конечно, бесспорно, что профессия журналиста даёт нам повод подозревать различные версии, в том числе и связанные с его работой.

P.S. 73online.ru спросил о деле Ивана Голунова еще несколько известных ульяновских журналистов, но они отказались обсуждать эту тему. Так, например, председатель ульяновского отделения Союза журналистов России, завкафедрой журналистики УлГУ, председатель Общественного совета при региональном УМВД Олег Самарцев прервал беседу, лишь услышав фамилию Голунова.

Елена Скворцова