В Ленинском суде защита бывшего замгубернатора Анатолия Озернова ведет допрос своих свидетелей. Выступили жена экс-чиновника и его тесть. Рассказали, откуда взялись деньги на ремонт дачи и покупку дорого шкафа — всего, что следствие считает взяткой от бизнесмена Константина Вершинина.
Анатолию Озернову вменяют получение взяток. Бизнесмен Константин Вершинин за свой счет отремонтировал ему дачу и купил туда сруб для бани, а также приобрел шкаф в квартиру экс-чиновника. Надеялся в ответ на покровительство при получении и исполнении госконтрактов. Обвинение считает, что на даче планировал жить сам бывший замгубернатора. Вершинин в своих показаниях заявлял, что Озернов якобы хотел «достойно встретить там старость», о чем сам ему говорил.
Заезжал погонять строителей
В первой половине заседания завершили допрос тестя Озернова — именно ему фактически принадлежит дача в СНТ «Оазис-1». В прошлый раз пенсионер рассказал, что за ремонт дома заплатил сам, и передачу денег Константину Вершинину оформил документально — всего потратил миллион рублей. Семья Озерновых была на даче лишь пару-тройку раз, рассказал свидетель: зять постоянно в командировках, а дочери больше нравилось в городе.
— Абрамяну (прораб ремонтных работ — прим.) кого представили в качестве хозяина дома? — поинтересовалась прокурор Гузель Шамсутдинова. Обвинение считает, что дом в «Оазисе-1» Озернов ремонтировал для себя.
— Он обращался ко мне. Все вопросы мелкие у меня спрашивал. Не так часто, потому что я не профессионал в строительстве.
— С вопросами по ремонту к вам обращались строители?
— Ко мне. Старшая дочь у меня огородом занималась, Ольга (младшая дочь, жена Озернова — прим.) почти вообще не была, ей некогда. Анатолий Владимирович — просил я его иногда (у меня, бывает, давление играет), чтобы по возможности он заехал иногда и погонял строителей. Он или вечером после работы заедет, или в воскресенье.
— Можете объяснить слова Абрамяна: он сказал, что когда к вам обращались с вопросами по ремонту, вы отсылали и его, и других работников к своему зятю.
— При чем здесь зять? Не могу, не знаю, почему он так сказал.
— Ход ремонтных работ кто контролировал?
— Во-первых, контроль по договору, который с ООО «Держава», был приписан Вершинину. Он должен осуществлять контроль за качеством, сроками. И что-то смотрел я, что понимал.
— А зять ваш приезжал на дачу, смотрел?
— Ему практически некогда было. Когда мне плохо было, я просил. Один раз приехал, сказал, дома накурили, запах стоит. Ну было, может, раза два-три, он постоянно в командировках.
— Кто принимал работы окончательно?
— Ну я пришел посмотрел.
— Кто приобретал стройматериалы?
— Вершинин.
— Чеки он вам не предоставлял?
— Нет.
— Не контролировали расходы?
— Задача была поставлена во столько-то уложиться, вот смета, вот объем работ. Работают профессионалы, поэтому...
По словам тестя Озернова, дача строилась и ремонтировалась только на его деньги. У него хорошая пенсия и несколько вкладов в разных банков, даже золотой — месячный доход составлял в районе 100 тысяч рублей.
«И смешно, и горько»
Следующим свидетелем защиты стала жена Анатолия Озернова Ольга. Войдя в зал, она кивнула мужу и улыбнулась. На протяжении всего допроса он грустно смотрел на нее из-за решетки.
Ольга Озернова рассказала про шкаф, который обвинение считает взяткой от Константина Вершинина. По ее словам, покупку с мужем они планировали давно, но дизайнер насчитала за подходящий в интерьер шкаф 180 тысяч рублей. В конце 2019 года Озернов получил большую федеральную премию — 1,4 млн рублей, и супруги решили, что могут, наконец, позволить себе такое приобретение. Но все равно установили потолок для себя в 120 тысяч.
Зная, что в здании правительства постоянно идет ремонт, жена попросила Озернова порекомендовать компанию, которая качественно и дешево делает мебель. «Он отмахивался, ему было некогда, но я настояла. Потом он сказал, что отозвался Костя (Вершинин — прим.)», — рассказала свидетель.
Вершинин нашел фирму «Русский лес», г-жа Озернова согласовала вариант шкафа — чтобы было подешевле, отказалась от дна и задней стенки. Потом ей позвонил Вершинин и сказал, что договорился о скидке и бесплатной доставке. Как выяснилось, договор купли-продажи был оформлен на него. «Я объяснила это для себя так, что договаривался он и именно для него сделали такую цену, потому что он давно работает с этой фирмой», — объяснила Ольга Озернова.
Что касается дачи, то ее отец вел строительство только на свои деньги, сообщила свидетель. Материальная возможность у него имелась: он работал на руководящих должностях, получал пенсию.
— За 2021 год сколько раз вы ночевали на даче?
— Я вообще, по-моему, один раз ночевала.
— Сколько раз вообще там бывали?
— Мне кажется, не больше пяти раз. У меня дома дел полно.
— В 2020 году бывали?
— Может, один-два раза.
Рассказала Озернова и про обыски в ее квартире — как силовики «бегали и что-то искали». В итоге из сейфа забрали три тысячи долларов.
— Может, ваш муж всю жизнь воровал, брал взятки? — поинтересовался Паулов.
— Все, кто с ситуацией столкнулся, говорят, что это и смешно, и горько. Я знаю его как человека очень порядочного и щепетильного в плане финансов и документов. Он строгий начальник, из тех людей, кто выкладывается полностью сам и требует этого от других, — заявила г-жа Озернова.
Допросы продолжатся сегодня.
Андрей Семёнов