В Ленинском суде выступила бывшая помощница экс-замгубернатора Анатолия Озернова. Выяснилось, что высокопоставленный чиновник не сам подписывал некоторые документы — сотрудница наловчилась дублировать его автограф и пользовалась этим, когда босс был в командировках.

Светлана Широкова — помощница Анатолия Озернова, проработала с ним около десяти лет. «Она может дать показания по эпизоду хищения 300 тысяч рублей», — пояснил адвокат Александр Паулов. Говорил он хриплым голосом — по его словам, накануне слишком активно тренировался выговаривать слово «факсимиле».

Клише с подписью замгубернатора часто упоминается защитой. По мнению адвоката, факсимиле активно использовалось для проставления автографа Озернова под документами, так как чиновник из-за высокой загруженности и частых командировок не мог всегда сделать это лично. Вероятно, таким образом защита дает понять, что подпись под контрактом на вырубку деревьев в Карлинской роще, который стал основанием для обвинения Озернова в растрате, мог поставить не он сам.

В 2020 году Управделами региона задолжало около 300 тысяч рублей службе питания, которая работала в правительственной столовой. Помочь с выплатой Анатолий Озернов начальник Управделами Павел Прокофьев якобы попросили бизнесмена Константина Вершинина. Тот погасил долг со счета подконтрольного ИП Абрамяна по фиктивному договору — как будто служба питания кормила работников предпринимателя. Чтобы вернуть Вершинину деньги, чиновники позже заключили еще один фиктивный договор на ту же сумму — якобы Абрамян постриг кусты в Карлинской роще, где расположена резиденция губернатора, хотя на самом деле ничего не делал. Следствие посчитало это растратой бюджетных денег.
В какой растрате обвиняют Озернова?

Чужая подпись

Светлана Широкова подтвердила в суде загруженность бывшего начальника. «Было огромное количество почты, до тысячи документов в день, — рассказала свидетель. — Анатолий Владимирович часто уезжал в командировки, но, несмотря на это, исполнял обязанности, был на связи. Возвращаясь, работал с двойной нагрузкой».

— Документы он подписывал не глядя? — поинтересовался Паулов.

— Нет, почему. Что-то читал очень тщательно, потому что касалось губернатора. Некоторые, конечно, смотрелись по диагонали, — ответила Широкова.

Факсимиле действительно применялся — когда Озернов был в командировке, но срочно нужна была его подпись. Хранилось клише у помощницы в незапертом ящике стола — адвокат обратил на это внимание во время допроса. Более того, как неожиданно выяснилось в суде, автограф Озернова под некоторыми документами от его имени ставила и сама Широкова — для этого специально научилась дублировать подпись. Но все делалось только с согласия руководителя, заявила свидетель.

— Бывали в вашей практике случаи, когда вы расписывались за Озернова? — продолжал допрос Паулов.

— Конечно, проработав большое количество времени, были такие ситуации, но очень редко, максимум раз десять.

— Чем была вызвана такая необходимость? Есть же факсимиле?

— На некоторые документы нельзя было ставить факсимиле. Но у нас все документы согласовывались предварительно с руководителями.

— Как вы расписывались, если почерки различаются?

— Приходилось тренироваться.

Как заметили в суде, контракт на вырубку кустов был чрезвычайно быстро согласован. Широкова предположила, что это было связано с тем, что работы проводились на территории дачи губернатора в Карлинской роще — вопросы с документами, касающимися главу региона, решались максимально быстро. Точно вспомнить обстоятельства подписания того контракта свидетель не смогла.

Чужая дача

Часть допроса касалась дачи тестя бывшего замгубернатора. Напомним, по версии обвинения, этот дом за свои деньги отремонтировал бизнесмен Константин Вершинин — якобы это было взяткой за помощь от Озернова со строительными госконтрактами. Вершинин в суде заявлял, что экс-чиновник планировал «достойно встретить старость» в этом доме, о чем сам ему и говорил.

Светлана Широкова рассказала, что была на этой даче — жена Анатолия Озернова Ольга пригласила ее с семьей на день рождения дочери летом 2021 года. По словам свидетеля, Озерновы сами вели себя на участке как гости — земля и дом принадлежали тестю экс-замгубернатора. Именно он, на правах хозяина, водил друзей семьи по участку и показывал владения.

— Озерновы вам когда-либо говорили, что хотят жить и встретить старость на этом участке?

— Не говорили про это. Во-вторых, они планировали всей семьей переехать в Москву. (Озернов хотел устроиться на работу в аппарат Госдумы, куда избрался его бывший начальник, экс-губернатор Ульяновской области Сергей Морозов — прим.)

— Замечали ли вы бешеную тягу к земле у Озерновых?

— У Анатолия Владимировича не было времени заниматься землей, а Ольга это вообще не любила.

Широкова также дала бывшему начальнику длинную и лестную характеристику — особенно подчеркивала его честность и аккуратность. «Это руководитель с большой буквы. Мне посчастливилось с ним работать», — подытожила свидетель.

Андрей Семёнов