В Димитровграде резко снизилась собираемость налогов, к чему привело падение деловой активности. Эксперты Центра стратегических исследований (ЦСИ) отмечают значительное сокращение поступлений НДФЛ в бюджет Димитровграда за первое полугодие 2020-го – 85,3% к уровню аналогичного периода прошлого года. По темпам снижения город атомщиков занял последнее, 24 место в рейтинге социально-экономического развития муниципалитетов, который ведет ЦСИ.

По данным ЦСИ, за январь-июль этого года в Димитровграде зафиксирована самая большая задолженность по госконтрактам перед малыми и средними предприятиями. Кроме того, муниципалитет занял одни из худших позиций по темпам роста оборота организаций, поступлениям НДФЛ и налогов по специальным режимам налогообложения, которые использует бизнес. В частности, доходы бюджета от УСН, ЕСХН, патентной системы налогообложения составили всего 80% к уровню прошлого года. Для сравнения: в Ульяновске этот показатель достиг 151%. При этом план привлечения инвестиций (средств предпринимателей на развитие бизнеса, открытие новых предприятий) в Димитровграде оказался выполнен только на 71%. Стоит отметить, что Димитровград также стал лидером в Ульяновской области по уровню регистрируемой безработицы. По данным регионального агентства трудовых ресурсов, этот показатель в городе атомщиков составил 5,99%, что сильно выше среднего по области (5,01%). В ЦСИ резкий рост безработицы в Димитровграде связывают с ухудшением бизнес-климата, что привело к заметному снижению целого ряда ключевых экономических показателей.

Гендиректор ЦСИ Олег Асмус считает, что обвал Димитровграда в рейтинге нельзя объяснить только влиянием распространения коронавируса:

- Конечно, пандемия сказалась не только на всех муниципалитетах Ульяновской области, но и на всех других, без исключения, регионах России. Тем не менее, если в целом Ульяновская область достаточно хорошо выглядит на фоне других регионов ПФО – регион вошел в тройку лидеров по экономическим показателям, то в отдельных муниципалитетах картина совсем другая. Эту разницу нельзя объяснить влиянием общих для всех факторов. Безусловно, она говорит о недостаточно эффективной работе местных властей над созданием благоприятного бизнес-климата, развитием предпринимательства.

- Весной этого года местные власти должны были принять целый ряд антикризисных мер по поддержке бизнеса, но этого сделано не было. Например, димитровградские предприниматели не получили льготы по уплате ЕНВД. Мы рекомендовали также освободить бизнес от уплаты арендной платы за использование муниципального имущества или предоставить отсрочку по этим платежам, но и это не было выполнено. Понятно, что без поддержки бизнеса не получится справиться с безработицей, ведь именно предприниматели и создают рабочие места, - подчеркнул председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

Руководство Димитровграда не реализует ряд возможностей по улучшению экономической ситуации в городе, считает первый зампред областного правительства Марина Алексеева.

- Муниципальные власти имеют все необходимые полномочия для развития города, - уверена Марина Алексеева. - Как минимум, источником доходов бюджета может стать грамотное использование муниципального имущества. Это и продажа имущества, и, к примеру, предоставление муниципальных помещений на льготных условиях предпринимателям, чтобы поддержать стартапы. Конечно, важно и сопровождение бизнеса на всех этапах – это тоже необходимая часть работу по созданию благоприятного бизнес-климата. Вопрос, насколько эффективно эти возможности используются.

По словам Олега Асмуса, исследование ЦСИ дает возможность оценить эффективность принятых на территориях мер и принять необходимые управленческие решения.

Екатерина Старцева