Ульяновский областной суд признал законной отмену постановления о прекращении дела о мошенничестве, возбужденного против предпринимателя Эдуарда Шабалина (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Пристальное внимание силовиков к персоне экс-директора «Волга-Спорт-Арены», как он считает, является результатом давнего конфликта с бывшим бизнес-партнёром Александром Крутовым. Разбирательство может пойти по новом кругу.

Конфликт затянулся на 12 лет

Криминальные проблемы у Эдуарда Шабалина начались задолго до громкой истории с кражей трёх картин Никаса Сафронова. Силовики взяли бизнесмена на мушку после того, как его пути разошлись с товарищем Александром Крутовым.

Друзья в равных долях владели фирмой «Презент», которую вместе создали на закате «лихих 90-х». Партнёры арендовали кинотеатр «Пионер», где открыли ночной клуб. В 2010 году выкупили здание (объект культурного наследия, между прочим) за 22 млн рублей. Но в 2012 году между ними пробежала чёрная кошка. Крутов разводился с женой, половина бизнеса отошла ей, а та продала долю ООО «Презент» Шабалину, который и взял некогда общую компанию под личный контроль.

«Пионер» в 2010 году. Фото: yandex.ru/maps

После этого в полицию поступило заявление от г-на Крутова. Ресторатор заподозрил бывшего друга в попытке завладеть общим имуществом, путем создания на балансе фирмы долга в 9 млн рублей, якобы использовав подставного кредитора. Правоохранители провели проверку, но в возбуждении уголовного дела отказали. Это решение отменил Ленинский районный суд.

История повторилась почти полсотни раз. В окончательной редакции претензии Крутова касались «неустановленного лица» из числа руководства ООО «Презент», которое в период с 2010 по 2013 год, якобы, похитило у него путём обмана четверть миллиона рублей. Было возбуждено и прекращено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В конце прошлого года прокуратура добилась отмены и этого постановления. Шабалин обжаловал решение в областном суде.

Шабалин может стать фигурантом уголовного дела

Крутов на очередное заседание не явился. Его интересы представлял Рафик Ахмадиев. Выглядел солидно: в глаза особенно бросался серебряный зажим для галстука. Шабалин, напротив, оделся просто, будто подчёркивал — суды по этому делу стали для него обыденностью и частью жизни. Из общего ряда несколько выбивались лишь ослепительно-золотые часы на левой руке. Рядом с бизнесменом разместилась юрист Ирина Преткель.

Основным спикером выступал Шабалин, который произнёс речь, отточенную за годы прилипшего, как банный лист, уголовного дела. Предприниматель сделал акцент на том, что новых обстоятельств по делу не открылось, а прекращено оно не из-за «махровой волокиты», а в результате кропотливого разбирательства:

— Нет признаков, позволяющих отменить постановление следователя. Считаю жалобу Крутова верхом фантазийного искусства. Он вводит следствие и суд в заблуждение. На этапе уголовного следствия всё сделано в полном объеме, а началось разбирательство, когда Арбитражный суд снизил его долю в компании.

Бизнесмен напомнил, что существуют сроки давности. Преткель добавила, что единственный довод обвинения — отсутствие очной ставки, но она не обязательна и не влияет на исход дела.

Ахмадиев закончил выступление быстро, извинился и попросил освободить его от дальнейшего участия: «Я машиной проезд заблокировал, полчаса назад ещё написали эсэмэску». Юриста отпустили, и он едва ли не выбежал из зала.

Шабалин попросил судью приобщить свое выступление к материалам процесса в письменном виде. Поскольку он использовал текст лишь частично, судья попросила озвучить написанное целиком — под аудиопротокол. Бизнесмен аккуратно вытащил из футляра очки, завернутые в тряпочку, надел их и скороговоркой зачитал содержимое листков.

Позиция прокуратуры не изменилась. Гособвинитель Вадим Буркин, который, к слову, участвовал в громком деле обманутых дольщиков ООО «Максимы», подчеркнул, что прекратить дело в связи с отсутствием состава преступления можно лишь в отношении конкретного лица, а вот как раз оно и не указано в постановлении.

Судья Зоя Демкова выслушала стороны и удалилась в совещательную комнату. Вышла с решением оставить жалобу Шабалина без удовлетворения, а постановление райсуда – в силе. От общения с корреспондентом 73online.ru бизнесмен отказался.

В практическом смысле это может означать, что экс-директор дворца спорта в Засвияжье станет фигурантом уголовного дела, но вероятность очередного прекращения — почти стопроцентная.

— Преступление совершено в 2013 году, срок давности по ч. 3 ст. 159 УК РФ — десять лет. Это значит, что дело прекратят в любом случае, при условии, если фигурант на это согласится. Если он настаивает на невиновности, то дело может дойти до суда.

Фото: 73online.ru

Евгений Кватов