В понедельник губернатор Сергей Морозов объявил, что теперь он будет совмещать должности руководителя региона и председателя правительства. В конце июля с таким предложением выступил первый вице-спикер ЗСО и руководитель фракции "Единая Россия" Василий Гвоздев. Перезагрузка власти в регионе будет происходить в течение года.

На сегодняшнем аппаратном совещании в правительстве Сергей Морозов заявил, что берет на себя всю полноту ответственности за регион и теперь будет совмещать посты губернатора и председателя правительства. "Происходит время важных социально-экономических изменений, связанных в первую очередь с национальными проектами, инициированными президентом. Поэтому нам необходимо повысить уровень доверия людей к исполнительной власти", - пояснил он свое решение.

Чуть позже в соцсетях он более подробно изложил свою позицию:

- ...Есть одно большое "но". Что толку от самого прекрасного будущего, когда у нас растет уровень бедности? Когда медицинские учреждения области не могут расплатиться с долгами и в них не хватает жизненно необходимых лекарств. Когда закрывается бизнес, увольняются рабочие, падают зарплаты. И вместе с ними падает и уровень доверия к власти. Это серьезнейший вызов, на который власть должна ответить. А если не ответит, то все мы рискуем растерять накопленный потенциал, повернуть вспять и лишиться того будущего, на которое так усердно работали. Именно поэтому я, при безусловном сохранении базовых принципов основного закона региона - устава Ульяновской области, считаю необходимым принять несколько ключевых решений:

Первое – принять на себя всю полноту ответственности за развитие Ульяновской области, совместив функциональные полномочия губернатора региона и председателя правительства Ульяновской области.

Второе. Для повышения уровня контроля органов исполнительной власти со стороны депутатов Законодательного собрания региона, учета мнений полномочных представителей жителей региона, считаю необходимым дать полномочия ЗСО по внесению альтернативных кандидатур на замещение должностей заместителей председателя правительства Ульяновской области и его министров. Такая возможность позволит законодательной ветви власти высказать свое мнение главе региона по персональному составу правительства как органа исполнительной власти.

Третье. Считаю необходимым переформатированному правительству региона кардинально изменить свою работу с населением: выстаивать ее на нескольких важнейших постулатах открытости и широкого вовлечения жителей.

Совместить должности губернатора и председателя правительства и тем самым вернуть единоначалие в исполнительную власть региона предложил секретарь реготделения "Единой России" Василий Гвоздев. Напомним, что разделение структуры госуправления на две самостоятельные должности - главы региона и главы кабмина - произошло в 2016 году, когда в устав Ульяновской области были внесены соответствующие изменения. До этих правок обе должности совмещал Сергей Морозов. По новому положению, губернатор остался высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть и утверждающим направления развития области и определяющим состав правительства и структуру исполнительных органов власти. Председатель правительства, в свою очередь, стал руководителем деятельности регионального кабмина, решающим вопросы реализации основных направлений политики, определенных губернатором. На эту должность был назначен Александр Смекалин, занимавший тогда пост первого зампреда правительства.

Отметим, что за несколько дней до объявления столь важных для региона изменений Сергей Морозов задал своим подписчикам в соцсетях вопрос: "В чем меняться власти?". По его мнению, власть должна постоянно меняться, становиться эффективнее. А главное, по словам главы региона, - быть человечней, ближе к людям. На момент написания этого материала под постом губернатора ульяновцы оставили более 80 комментариев - об ужесточении борьбы с рюмочными в жилых домах, ситуации с долгостроями, недофинансировании в здравоохранении и льготах для инвалидов, а также бюрократии при обращениях в мэрию и администрацию Ульяновской области. Некоторые отмечают, что было бы неплохо прекратить повышать зарплаты чиновникам и раздувать финансирование на пиар в прессе, а кому-то не хватает прямых эфиров с селекторных совещаний Морозова. Есть и конкретика: невыполненные обещания по строительству ФОКов, выбитые лампочки уличного освещения, недоступность общественного транспорта после 19:00.

Президент регионального фонда политических исследований "РАПИР" Дмитрий Травкин считает, что в возвращении единоначалия есть рациональное зерно:

- Нужно понимать, что это оптимизация. В частности, сократится время на рассмотрение определенных бумаг, центр принятия политических и экономических решений станет более плотным и повысит в целом управляемость системы в регионе.

Кроме того, по мнению эксперта, Сергей Морозов должен взять на себя личную ответственность за реализацию "путинских" нацпроектов на территории области в условиях непростой социально-экономической напряженности:

Руководитель Центра стратегических исследований Ульяновской области Олег Асмус высказался с экономической точки зрения:

- Опыт мировых стран, который мы изучали, показывает, что сегодня нужно уходить от системы министерств и ведомств к созданию определенных корпораций, которые будут решать конкретные задачи. Это достаточно эффективный шаг. За каждым государственным рублем идет контроль со всех сторон. История показывает, что и министр, и руководитель госкорпорации не избавлены от соблазна, не дай бог, все зависит от личности, насколько она воспитана, честна и так далее. Вопрос не в том, как называется должность. Плюс из своего лично опыта могу сказать... Было министерство инвестиций Ульяновской области, сейчас - корпорация развития. Что она, хуже работает, что ли? На порядок лучше. И таких примеров много. Мне система слияния губернатора и председателя правительства гораздо ближе и кажется граздо эффективнее, когда власть сосредоточена в одних руках. Я так понимаю, министерства будут ликвидированы, будет образовано порядка четырех администраций: например, жизнеобеспечения, экономического роста, где фактически будет сосредоточен кабинет министров со своими юридическими функциями, и ни одного чиновника с их льготами или надбавками не будет.

Первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев отметил, что до 2016 года, когда Сергей Морозов совмещал обе функции, система власти работала более динамично с минимумом кризисных моментов:

- Еще в конце 2018 года мы обратили внимание, что количество министерств и автономных учреждений в системе исполнительной власти за последние два-три года резко выросло. Над каждым министром и министерством стоят еще и заместители председателя правительства, первые заместители председателя правительства, сам председатель правительства... И структура получается очень большая. Можно подумать, что она быстро, четко должна решать проблемы населения, но депутаты видят, что реакция на проблемы не такая мгновенная, как хотелось бы. Десятки проблем продолжают нерешаться при огромной системе исполнительной власти. Поэтому наша идея была провести ревизию перед принятием бюджета 2020 года. Давайте посмотрим, кто чем занимается: лишнее отрезать, убрать неприоритетные задачи с мероприятиями "шариками-фонариками", проведением форумов... Это позволит сделать структуру более профессиональной, быстрой, компактной, работающей для людей, и чтобы денег на нее тратилось меньше.

На вопрос, а куда же денется нынешний председатель правительства Александр Смекалин, эксперты в один голос заявляют, что профессионал такого высокого уровня, как он, себе место всегда найдет.

Дарья Косаринова