Глава областного минздрава Виктор Мишарин впервые за четыре месяца работы пришел к депутатам Заксобрания. Долгожданная встреча состоялась в четверг, 25 июня, на правительственном часе в "Доме советов". Свою долю критики высказали депутаты всех парламентских фракций. Мишарина обвинили в плохой организации работы медучреждений в непростых условиях пандемии коронавируса. Министр, в свою очередь, в ответ на претензии доказывал, что "не сидит на заднице ровно". Репортаж - в материале 73online.ru.

"Недовольны все - и врачи, и пациенты. Где наш новый министр? Мы его ни разу еще не видели! Он как Штирлиц - замаскировался и нет его нигде!" - заявил на прошлом заседании ЗСО депутат Матвей Володарский. Спустя неделю министр Мишарин предстал перед депутатами.

Надо отдать должное главе минздрава, его доклад был максимально полным и четким по всем пунктам. Он рассказал об актуальной ситуации с коронавирусом и мерах борьбы с инфекцией. Все чаще министр, приехавший из Московской области несколько месяцев назад, говорил: "Наша Ульяновская область", "Наш родной регион". Остановимся на основных тезисах его выступления.

Выздоровело 50,7% от общего числа заболевших. Доля заболевших от 50 до 64 лет - 32,38%, от 30 до 49 лет - 31,85%, от 65 лет и старше - 16,85%. Наименьший процент заболевших - дети до 1 года (15 человек). Умерших - 35 человек. Виктор Мишарин пояснил, что умирают люди и с диагнозом внебольничная пневмония, развеяв сомнения КПРФ по поводу недостоверности официальных данных: "Наши цифры бьются со статистикой Роспотребнадзора".

Расчетное число коек - 615, в том числе с возможностью подачи кислорода - 430. На сегодняшний день показатели удвоены - 1227 коек, с подачей кислорода - 668, с ИВЛ - 112 (расчетная потребность - 215). Что касается аппаратов искуственной вентиляции легких, то правительством были заключены договоры на поставку 129 аппаратов, однако с ними возникли проблемы.

12 ИВЛ для ЦГКБ так и не дошли до медучреждения по вине поставщика, еще 10 ИВЛ китайского производства также вряд ли придут до 1 июля. В ЦК МСЧ пока дошли только 10 из 79 аппаратов, еще 26 китайских аппаратов ИВЛ, скорее всего, до 1 июля также не поступят в больницу по вине поставщика. В ГКБ №1 51 аппарат поступит до конца лета, два кистайских также "зависли".

Мишарин сообщил, что вообще-то такой острой потребности в ИВЛ у пациентов в регионе нет, всего на аппаратах сейчас находится 9 человек. "Было доказано, что искусственная вентиляция легких мало эффективна для больных с коронавирусной пневмонией", - отметил министр.

13 лабораторий различных медицинских организаций области проводят исследования на выявление коронавируса - 1800 тестов в сутки. По обеспеченности кадрами "ковидных" госпиталей испытывают сложности ЦК МСЧ (врачи - 79%, средний медперсонал - 78%, санитарки - 71%) и областная детская инфекционная больница (врачи - 80%, средний медперсонал - 76,8%).

- Чтобы не было простоя, врачи и медсестры работают вахтовым методом, привлекаются из других медучреждений, - пояснил министр Мишарин.

Из резервного фонда областного правительства девять медучреждений получили на борьбу с COVID-19 в общей сложности 611,9 млн рублей. Больше всего денег было направлено в ЦК МСЧ - 196,9 млн рублей и Центральную клиническую больницу - 115,9 млн (на закупку СИЗов, лекарств и медоборудования, инвентаря, на ремонт, вентиляцию и т.д.). Из федерального бюджета было выделено дополнительно еще 252 млн рублей.

Последние три месяца глава минздрава получал много нареканий по поводу стимулирующих выплат медработникам, которые работают с зараженными пациентами. Мишарин отчитался перед депутатами, что денежные средства доведены до медиков в полном объеме, однако "есть перекосы и недокосы" из-за некорректных заявок от главврачей медучреждений, но тут он с себя вину снимает.

Размер положенных надбавок и количество медиков, их получивших:

Председатель соцкомитета ЗСО Сергей Шерстнев напомнил министру, что 26 июня состоится очередное заседание суда по банкротству АО "Ульяновскфармация" с участием кредиторов. Ранее была создана Ульяновская госаптека и дано обещание открыть 36 аптек в области, но сегодня открыто всего 20 - "дорожная карта" сорвана.

- Кого надо возрождать, кого поддерживать? Или их уже пора сливать в единое целое, чтобы кто-то ожил? - обратился депутат к Виктору Мишарину.

- "Ульяновскфармация" - банкрот. Каким образом возможно слияние, юридически я вам не могу ответить. Льготными лекарственными препаратами сейчас полностью занимается госаптека. Мы понимаем, что не можем открыть обещанные аптеки, потому что иногда места не совсем подходят, чтобы открыть их и пролицензировать. Место должно подходить по нормам СанПиН, "квадратам". Эта проблема есть, но мы ее решаем, - ответил министр. Он пояснил, что госаптека пока не может выйти в розницу, чтобы закрыть долги "Ульяновскфармации". Как суд примет решение, так и будет, заключил Мишарин. - Одновременно с этим многие лечебные учреждения области погрязли в кредиторской задолженности, продолжается их аудит. Сегодня до 100 тысяч рублей из бюджета области выделили больницам в помощь, чтобы закрыть вопрос с лекарствами. В госпитальных базах, работающих с COVID-19, лекарства на две недели вперед есть, больницы регулярно контрактуются. Ответственность за это несут главврачи.

Депутат Андрей Седов задал вопрос по поводу увольнения главврача ЦК МСЧ Елены Ледяевой.

- Ее никто не увольнял, она самостоятельно написала заявление, ее никто не принуждал, не нажимал. Человек просто сказал: "Я устал, я не могу". Нагрузка действительно очень большая в связи с работой "ковидных" госпиталей, это не просто так. И когда Илья Мидленко (главврач ЦГКБ - прим. ред.) тоже заболел, правда, не COVID-19, начмед, который заступил на этот пост, сказал, что очень тяжело. Это не поле перейти. Лично я и мой заместитель в медсанчасти находились с первого дня. Мы лично рисовали логистику от "чистой" до "грязной" зоны. Это было ночью, ходили и писали карандашом на стенах. Вот так это было. И говорить, что минздрав что-то там недорабатывает или главные врачи... Я и моя команда работает 24 часа в сутки, - заявил Виктор Мишарин.

Депутат Николай Мясников напомнил министру, что большинство расчетных счетов больниц Ульяновской области сегодня арестованы, общая задолженность отрасли - более 2 млрд рублей. Виктор Мишарин подтвердил, что общая задолженность - свыше 2,5 млрд рублей, она сложилась с 2012 года, когда медучреждения передавались с муниципального на областной уровень уже с долгами:

- 992 млн рублей было выделено из бюджета области, но это нет ничего. Мы закрываем просуженную "кредиторку" 2017-2018 годов, но это как ком нарастает, и это не будет меняться. Для решения проблемы будем создавать межрайонные центры и филиалы.

Глава минздрава рассказал про свой опыт в Московской области, когда ему пришлось решать вопрос с кредиторской задолженностью в 9 млрд рублей и оттоком пациентов в Москву. По его словам, отток пациентов из Ульяновской области в другие столичные регионы эквивалентен 1 млрд рублей. По его мнению, такого не должно быть, работу нужно переформатировать. Также нужно приводить в соответствие содержание зданий, оборудования, провести оптимизацию. Кроме того, медучреждения недорабатывают госпитализацию по ОМС.

- Но за несколько месяцев, извините, я не могу решить все. Я пока закрываю горячие точки, - объяснился Мишарин.

Виталия Кузина (КПРФ) интересовал вопрос, каким образом улучшаются условия труда ульяновских врачей и сокращается ли время на получение результатов тестов на коронавирус. Также Кузина не устроило, что министр редко встречается с депутатами.

- Есть нормированный рабочий день, медики не перерабатывают, не работают 24 часа в сутки. Никто нарушать СанПиНы или нормы трудового законодательства не будет. Никого по тестам не задерживают, - ответил министр. - Я ни от кого не прятался и не прячусь. Никогда! Мой телефон знает каждый. Даже репортеры мне звонят в любое время. Я не собираюь бегать. Погоны, которые мне надевают, мне не нужны. Я самодостаточный человек. Называете меня Штирлицем? Ну, бог с вами!

Первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев заявил, что нашел в докладе Виктора Мишарина неточности:

- Вы сказали, что в медсанчасти УАЗа кислорода на 168 точек, 30 апреля сданы все работы, якобы все в порядке. Сегодня там 458 больньных с COVID-19, в том числе в хирургическом отделении. Я был там, кислородная станция сдана 3 июня, на месяц с лишним позже. И она не запущена. Пусконаладочные работы подрядчиком еще не проводились. Потрачены серьезные деньги, этого можно было избежать. Также вы говорите о так называемых роботах, были проведены торги, они должны были давным-давно появиться. Подрядчики спорят, деньги потрачены, а роботов нет. Насколько вы жестко контролируете информацию, которую вам предоставляют? По факту руководители учреждений говорят одно, а вы или ваши сотрудники - другое. Бумага все стерпит, но население говорит другое!

- По кислороду долго ждали газификатор. Сначала нам сказали, что куда-то зашло масло, попросили подождать. Я просил ФСОшников Центрального аппарата "пробить". Выяснилось, что аппаратура была продана в другие регионы за большую сумму, и мы остались без нее. Нам наконец-то поставили. Но решили, что проведем еще дополнительный кислород, стали протягивать дополнительные сети. Получилось так, как получилось. Все, что от меня зависело, чтобы это быстрее пришло, я сделал. Ни от руководство больниц, ни от кого другого это не приходило. По роботам я и правда давал команду не пропускать их, поскольку на них не было регистрационного удостоверения Росздравнадзора. Торги были отменены. Потом собиралась экспертная группа из завлабораториями, они приняли решение, оборудование опять будет контрактоваться. Нужно иметь изюминку, но мне не хочется. ФСБ в Рязанской области завела дело... Я не собираюсь продолжать участь министров, на которых было заведены дела и здесь. И я не собираюсь быть крайним! Все, что зависит от меня, я делаю. Я не сижу ровно на заднице, - жестко ответил Виктор Мишарин.

Затем разгоряченный министр обратился ко всем собравшимся: "Не может быть минздрав виноватым во всем. Вы хотите всех собак повесить на министра? Какой бы золотой к вам ни пришел министр, с платиновыми побрякушками или алмазами, да ничего ни у кого не получится! Или мы действительно с вами начинаем совместно работать и делаем общее дело! Мне не нужно ничего от Ульяновской области, я пришел наладить работу, которой здесь нет. Есть желание? Я готов. Нет? Да я уйду!".

Мишарин рассказал также, что 1111 медработников на сегодняшний день заражены COVID-19 в Ульяновской области. Но это все бытовое заражение, Роспотребнадзор не нашел очагов в медучреждениях. По СИЗам министр обещал по сигналу медиков внезапно и без предупреждения выезжать в больницы и поликлиники, где есть их нехватка.

- Пандемия официально продолжится до февраля 2021 года. В Пекине новая волна с другой головкой "короны", чем это закончится - неизвестно. Давайте думать о хорошем. Моя главная задача - поднять ульяновское здравоохранение. Меня не интересует политика, - подытожил он.

Дарья Косаринова