Вчера в «Доме Советов» прошло закрытое заседание мандатной комиссии, на котором рассмотрели плохое поведение лидера фракции КПРФ Виталия Кузина. С жалобой на коммуниста обратился беспартийный депутат, вице-спикер ЗСО Сергей Моргачев. Его желание оставить все в тайне от СМИ вылилось в то, что у всех присутствующих забрали мобильные телефоны.
В тиши кабинетов
Виталия Кузина вызвал «на ковер» глава мандатной комиссии Сергей Панчин. Для того, чтобы отчитать молодого идеолога КПРФ, отвели всего 15 минут. Присутствующим предложили сдать гаджеты и даже выделили специальную полочку возле телевизора.
— Фото и видеосъемка запрещены, — предупредил Панчин.
— Если они будут снимать, это же будет видно, — откомментировал Моргачев.
— Железная логика! — согласился Кузин.
— Ну зачем же вы так... Я, например, как законопослушный гражданин свой телефон сдал, — уточнил Панчин.
— А наличие телефона и не является нарушением закона, — язвительно завершил перепалку коммунист.
Не судите, да не судимы будете!
Суть «челобитной» Сергея Моргачева заключается в том, что ему не понравились публичные высказывания Кузина в его адрес — бывшему главе ГИБДД напомнили, что он был судим за превышение должностных полномочий (обвинялся в том, что за счет «пожертвований» своих подчиненных отремонтировал новое здание управления дорожной полиции, в последствии судимость была снята - прим.). Он это счел оскорбительным.
Инцидент произошел 22 мая на пленарной сессии областного парламента, когда товарища Кузина по партии Рамиля Хакимова по инициативе того же Моргачева, ныне возглавляющего антикоррупционную комиссию в ульяновском Заксобрании, лишили оплачиваемой должности зампредседателя, заподозрив в конфликте интересов.
В прямом эфире Виталий Кузин не смог отстоять соратника: «[...] Как там у Грибоедова: «А судьи кто?» Антикоррупционную комиссию возглавляет осужденный по антикоррупционной статье человек, аффилированный тем, кто получает большую часть субсидий минсельхоза. Мнение фракции – это сведение политических счетов, но никто и никогда не сумеет заткнуть никому рот подобными методами».
Эпизод с пленарного заседания Заксобрания Ульяновской области 22 мая 2024 года из архива обкома КПРФ
Сергей Моргачев в своей жалобе обращает внимание, что спич Кузина является необоснованным обвинением ЗСО и депутатов в «круговой поруке» и умышленном принятии противоправного решения по составу комиссии. Более того, по мнению обиженного Моргачева, такие утверждения подрывают деловую репутацию избиркома, который проверяет справки о судимости кандидатов в период избирательной кампании. Он считает, что Кузин нарушил нормы депутатской этики, допустил необоснованные обвинения в его адрес и использовал заведомо ложную информацию.
Моргачев потребовал от мандатной комиссии принять «меры воздействия» в отношении виновника, оставив право выбора о высшей каре на усмотренние коллег.
Судимость была... Да сплыла
В правовом управлении по данному эпизоду после просмотра видеозаписи заявили, что выводы о сказанном Кузиным в адрес Моргачева может дать только лингвист или психолог по результатам соответствующей экспертизы. Нормы депутатской деятельности нарушать, конечно, нельзя. Хотя в словах Кузина и не было конкретных фамилий, реплика звучала в адрес одного из депутатов ЗСО, возглавляющего антикоррупционную комиссию.
«[...] Поскольку заявление Кузина явно носит отрицательный характер, а также выходит за рамки обычной парламентской дискуссии и допустимой критики, можно предположить, что сказанное могло скомпрометировать Заксобрание в глазах неопределенного круга лиц [...]», — написано в заключении замруководителя управления Василия Причастнова.
Также юристы утверждают: «В действительности Сергей Моргачев судимости не имеет». Панчин продемонстрировал выписку из Верховного суда, где указано, что Моргачев был осужден на 10 месяцев условно, при этом корыстный мотив не установлен. Сам же Моргачев добавил, что ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) не относится к коррупционно направленным преступлениям.
Вышло за рамки дозволенного!
— Знаете, я всегда сильно удивляюсь, когда мне пытается кто-то доказать, что солнце встает не на Востоке, а на Западе. Прокуратура дает ответ: судимость с него снята. То есть судимость была, он обратился с ходатайством и ее сняли раньше срока. Привлекался? Привлекался. Прокуратура это подтверждает, — начал объясняться Кузин.
— Где написано, что это относится к коррупционной статье? — перебил Моргачев.
— (Кузин листает уголовный кодекс РФ) К коррупционным деяниям относятся: злоупотреблением должностными полномочиями, получение и дача взятки...
— Вы где читаете?
— Специалисты правового управления говорят, что вы нарушили этику депутата, — вступил Панчин.
— Если мы тут хотим принять решение... — попытался вклиниться Кузин.
— Решение мы все равно примем! Диктовать вы нам не будете! — Панчин изменился в лице.
— На одном лишь заключении правового управления делать выводы нельзя, это не последняя инстанция. Депутат по закону не может быть привлечен за выраженное мнение или позицию — даже ни к уголовной, ни к административной ответственности. Вас в данном случае смущает только произнесенное мной слово «коррупционное»? Могу привести много примеров, что такая интерпретация допустима по отношению к этой статье! — ответил ему Кузин.
— Мне с вами все понятно! — Панчин.
— «Выходит за рамки обычной парламентской дискуссии и допустимой критики...». А с чего вы решили, что сказанное выходит за какие-то рамки? — вступился за однопартийца Роман Султашов.
— Тогда обсуждался вопрос по поводу лишения полномочий депутата Хакимова, сказанное про Моргачева к этому не имело отношения, — пояснил Причастнов.
— А-а-а-а-а, я все по-о-о-о-онял... Почему-то к реплике Владимира Камеко (про дерзкую рожу - прим.), когда было заседание мандатной комиссии, такой формулировки не было, — улыбнулся Кузин.
В итоге Сергей Панчин предложил признать, что Виталий Кузин «нарушил нормы регламента ЗСО» и предложил «принести публичные извинения Сергею Моргачеву за нарушения норм депутатской этики».
Единственным из пяти членов мандатной комиссии, кто проголосовал против, стал коммунист Роман Султашов. «За» проголосовали депутаты Сергей Панчин (ЕР), Роман Гучкин (ЕР), Сергей Кочергин (ЛДПР) и Андрей Седов (СР). Протокол решения Виталий Кузин до настоящего момента не получил.