Сегодня, 3 августа, депутату Законодательного собрания Ульяновской области, директору ООО «Свинокомплекс интенсивного кормления Новомалыклинский» Рамилю Хайруллину исполняется 51 год. Свой день рождения он отметит с семьей и близкими друзьями. В этом празднике именинник не видит ничего особенного и не любит устраивать помпезных гуляний, а сам себе желает только здоровья. В интервью 73online.ru Хайруллин рассказал, почему здоровается с растениями в поле, поделился секретами своего богатства и дал совет сыновьям.
— Как планируете отметить свой день рождения в этом году?
— Утром, как всегда, поздравят дети, жена. Конечно, будет разрываться телефон от поздравлений, на работе будет круговерть. Я не жду каких-то особенных подарков, не хочу, чтобы люди утруждались. Обычно мне дарят всякие сувениры, а домашние — полезные гаджеты. Например, сыновья мне в прошлый раз вручили «умные часы», которые помогают следить за здоровьем: считают шаги, пульс. Но самый запоминающийся подарок — из детства. Помню, я учился в 6-м классе, мама оформила подписку на дорогой в то время журнал «Наука и жизнь». Я был счастлив!
— СМИ вас называют «самым крутым сельхозником Ульяновской области». Как вам такой статус? Согласны с этим?
— Нет конечно. Просто мне довелось лет 15 назад поучиться в Дании, и я поступил по-хитрому — перерисовал их цифровые достижения на ульяновскую землю. На тот момент это было в диковинку, на сегодняшний день — обычное дело: все наши предприятия стараются повысить свой интеллектуальный уровень.
— А какое главное отличие ведения агробизнеса в Дании и в России?
— Там все устроено таким образом, чтобы фермеры не отвлекались, а занимались только производством. В Дании создан суперсовременный университет, который уделяет внимание в первую очередь научным достижениям, и, по сути, думает за предпринимателей, облегчает им жизнь. Не надо в муках придумывать, какие нужны семена и где их найти, они все есть в реестре. Фермеры там — просто потребители, живут на всем готовеньком! Отличие России в том, что у нас много надзорных ведомств: от налоговой до ветеринаров. Конечно, российское правительство тоже думает о бизнесе, уменьшает количество проверок, но сама система неповоротливая. Если к тебе на предприятие пришли с проверкой, то без штрафов они уйти не могут. Правда, говорят, что в этом году эти деньги опять пустят в бизнес. Но я лично считаю, что все равно это сильно тормозит развитие реального сектора экономики.
— А как оцифрован ваш бизнес?
— В свое время ульяновские ребята написали программное обеспечение для нашей техники, поэтому мы не зависим от западных санкций. Сателлиты и спутники летают. Кто оцифровал свои поля — контролирует растения с самого начального этапа. Ногами большие территории обойти невозможно, а за компьютером наглядно видно, что и где идет не так, и это удобно оперативно подправить. Нужно идти в ногу с инновациями, сейчас уже каждый школьник в «цифре»! И сельское хозяйство должно пользоваться достижениями, которые облегчают экономику бизнеса и повышают его эффективность.
— Я слышала, что однажды по жалобе жителей на ремонт дороги в Новомалыклинском районе вы отправили свой личный беспилотник. И выяснилось, что рабочие «забыли» положить несколько сотен метров нового асфальта. Это правда?
— Да. Тогда выполняли ямочный ремонт, конфигурация была сложная, площадь трудно высчитывалась. Когда подписывали акты, запустили беспилотник с камерой. И мы увидели, что отремонтированная часть дороги другого цвета. Компьютер это четко высчитал, объемы, о которых отчитались дорожники, были завышены.
— На заседаниях ЗСО вы неоднократно говорили о том, что основная рабочая сила на стройке свинарников — это иностранцы, а точнее — граждане Узбекистана. Почему сложно найти людей из России?
— Ребята из Узбекистана очень трудолюбивые, берутся за любое дело. И вся Москва отстроена ими. Это происходит оттого, что у нас в стране реально не хватает рабочих рук — слишком много интеллектуалов, топ-менеджеров, рынок перенасыщен.
— Говорят, что вы здороваетесь с растениями в поле...
— Когда после Великой Отечественной войны в Сибири валили лес, по кольцам деревьев было видно, что они тоже страдали, как и люди. Растения — живые, все чувствуют. На каком уровне это происходит — не знаю, но агроном Йозеф считает, что при обработке растения его нужно успокоить, уговорить потерпеть, объяснить, что это во благо, чтобы оно не болело. Когда я был в Европе, мне сказали, что когда начинаешь обходить поле в 100 гектаров земли, через 2,5 часа все растения уже знают, что ты пришел.
Не смейтесь! Долго рассказывать, но приведу еще один пример. Когда на воду ругаешься, затем ее замораживаешь, кристаллические решетки получаются кривые, некрасивые. Так что информация никогда просто так не пропадает и добро влияет на нашу жизнь созидательно.
— Ваши друзья говорят, что вы в совершенстве знаете английский язык…
— Это неправда! Когда я приехал в Данию, знал два слова: yes и no. Переводчики были дорогие, пришлось поднапрячься. В сельском хозяйстве сложная терминология, выучить язык — это вынужденная мера, чтобы я смог получить информацию. Еще недавно был уверен, что сегодня мой английский на приличном уровне, но, оказалось, что дети намного лучше меня разговаривают на нем.
— А еще какие иностранные языки знаете? Ну, кроме татарского.
— Тюркские языки похожи, они близки. Выяснилось, что я могу изъясняться в Турции и Узбекистане, меня там понимают.
— Каждый татарин должен чтить свои традиции. Вы занимаетесь благотворительностью согласно канонам ислама?
— В Новой Малыкле мы построили мечеть «Нур». Она очень красивой получилась.
— Вы людям всегда подаете, когда просят?
— У мусульман обычно считается так: что делает правая рука, левая не должна знать. Поэтому мне неудобно об этом говорить, стыдно восхвалять свои поступки. Могу сказать, что всегда помогаю по мере своих возможностей.
— Судя по полезным подаркам на день рождения, вы строго следите за своим здоровьем, особенно за сердцем.
— Я увлекаюсь очень модным сегодня направлением — нутрициологией. Можно сказать, что я адепт этой науки! Когда не хватает ряда минералов и витаминов, организм человека страдает, поэтому их нужно регулярно принимать. К этому нужно отнестись серьезно и не заниматься самолечением, прислушаться к рекомендациям специалиста после сдачи анализов и тестов. Например, для себя я уяснил, что калий повышает упругость клетки. После каждой парилки в бане я принимаю таблетку «Панангина».
— На выборы в Заксобрание региона в 2023 году собираетесь?
— Я пока про это не думал, консультаций не проводил.
— Что вам вообще дает статус депутата? Не все публично признаются, но считается, что кроме проблем это никакой личной пользы обычно не приносит.
— Есть некоторые вещи, которые не требуют финансовых вложений. В связке с депутатами Госдумы РФ, я считаю, можно горы свернуть! Часто говорят, что в парламенте есть свое лобби. Но я не обижаюсь, когда меня приписывают к этой компании. В хорошем смысле этим нужно заниматься — развивать экономику Ульяновской области через сельское хозяйство, отстаивать интересы. Много еще работы (улыбается).
— За последний год ваш доход вырос в 10 раз. В чем секрет успеха?
— Повзрослел! (смеется)
— Сколько вам нужно денег для счастья?
— Совсем немного, чтобы покрывать базовые потребности. Чтобы на хлеб и соль хватало.
— Что вас привело в агробизнес?
— Случай. Еще в 90-е годы я занимался торговлей, по сути, был спекулянтом, как и все тогда — перепродавал белковые добавки для животных. Потом уже задумался о собственном деле.
— Чем богата ульяновская земля?
— Людьми.
— Ваша самая вредная привычка?
— Я курю.
— Ваш главный талант?
— Любознательность.
— Как дожить до ста лет?
— Внимательнее относиться к своему здоровью, беречь себя.
— Какой главный отцовский совет вы дадите своим трем сыновьям?
— Быть дружными и поддерживать друг друга в трудные минуты.