В суде продолжают выяснять, мог ли бывший замгубернатора Анатолий Озернов лично организовывать банкеты за бюджетный счет и растратить на это 285 тысяч рублей, в чем его и обвиняют. Так постепенно становятся известны подробности того, как проводились праздники при начальнике Озернова, экс-главе региона Сергее Морозове. На предыдущем заседании узнали, что Морозов любил лично с мешком за плечами ходить по Соборной площади и дарить подарки детям, теперь выяснилось, сколько раз в году он собирал силовиков на банкеты и чем угощал — военные, например, таких столов себе позволить не могли.

В «белом доме» — особая еда

Первым допросили бывшего начальника Ульяновского гарнизона, полковника запаса Александра Молчанова.

— Разрешите, ваша честь? — раздалось из-за коридора.

Молчанов занял место за трибуной. Отвечал по-военному четко и громко. В суде он не впервые — за плечами у полковника приговор по делу о превышении полномочий, а также тянущийся уже третий год процесс по делу о даче взяток.

Пенсионера Молчанова спрашивали о мероприятиях, которые проводил губернатор Ульяновской области. Это важно для защиты, потому что Анатолия Озернова обвиняют в растрате 285 тысяч рублей, на которые он якобы провел некое «неустановленное мероприятие». Адвокат Александр Паулов настаивает, что у Озернова не было собственных приемов и банкетов — только у губернатора.

Молчанов припомнил, что бывший глава региона Сергей Морозов в течение года устраивал три фуршета для силовиков. Первый был 19 января в День образования Ульяновской области. «Был отдельный кабинет в мемцентре, там накрыт стол», — рассказал Молчанов. Банкет на том же месте повторялся 23 февраля в честь Дня защитника Отечества. Третий устраивали 9 Мая — силовики перед парадом собирались в кабинете губернатора, где был накрыт стол, и спустя 10-15 минут шли на площадь. После торжественных мероприятий все собирались снова — уже с ветеранами, сотрудниками правительства и администрации губернатора.

Молчанов припомнил еще два таких «застолья». Первый — в 2015 году на стратегических учениях. В Криушах развернули палатку, в которой встречали замминистра обороны Дмитрия Булгакова. «Стол накрывала администрация губернатора, потому что в вооруженных силах таких продуктов нет, — сказал Молчанов. — Меня не пустили: лицом не вышел». В 2017 году аналогичное мероприятие организовали на еще одних учениях.

По мнению Молчанова, все эти приемы организовывала администрация губернатора — это он определил по одинаковой посуде и продуктам «ресторанного вида», хотя конкретные не назвал. Но отметил, что в армии таких блюд нет. Правда, после уточняющих вопросов все же добавил, что про администрацию как организатора — это, скорее, его предположение. Участвовал ли в подготовке этих мероприятий Озернов, Молчанов не в курсе.

Ноу криминалити

Следующим допросили Дмитрия Терсакова — он был начальником отдела защиты информации администрации губернатора. Его спрашивали о контракте на ремонт ситуационного центра — нужна ли была подрядчику лицензия ФСБ. Следствие считает, что Анатолий Озернов поручил директору «Ульяновскоблстройзаказчика» Константину Алексичу обеспечить победу в соответствующих торгах компании «Ин-Сервис», от представителя которой потом получал взятки. Требование от подрядчика лицензии якобы могло быть средством ограничения конкуренции, чтобы выиграла нужная фирма.

Однако Терсаков уверенно заявил, что такая лицензия не была «запорной» позицией. «Это было требование нормативной документации, она прошла согласование со всеми федеральными органами, которые курируют создание ситуационных центров, в первую очередь — ФСО России», — сказал специалист. По его словам, ему поступало два запроса от «Стройзаказчика» — о необходимости лицензии и степени секретности. Терсаков подтвердил, что лицензия нужна, потому что ситуационный центр работает с информацией ограниченного доступа.

Никаких указаний о том, чтобы торги выиграла определенная фирма, Терсакову не давали. Экс-замгубернатора никому не угрожал, требуя исполнять свои поручения. «Если кто-то вел себя неадекватно и пытался цели свои непонятные [преследовать], то он всегда сдержано все обосновывал, в том числе ссылаясь на нормы законодательства», — пояснил свидетель.

Ян Кирюхин, бывший начальник контрактной службы «Ульяновскоблстройзаказчика», заявил суду, что никакого криминала при проведении аукционов быть не могло: «Все законно, в электронном виде. Если что-то было не по закону, тогда была бы жалоба в ФАС». Кирюхин сообщил, что тогдашний его руководитель Константин Алексич никаких указаний, кто должен выиграть тот или иной контракт, никогда ему не давал.

Андрей Семёнов