Вопреки многочисленным публикациям в СМИ, сотрудники грузовой авиакомпании "Волга-Днепр" получили зарплату за сентябрь без задержек. Однако экономическая ситуация вокруг перевозчика остается сложной - выручка в 2018 году снизилась на 25%, компания вынуждена сокращать издержки, а некоторые эксперты не исключают ее банкротства. И что ждет "Волга-Днепр" в будущем - неизвестно.
В октябре местные СМИ сообщили, что в ульяновском офисе авиакомпании "Волга-Днепр" сотрудникам до сих пор не выплачена зарплата за сентябрь, а коллективу якобы предложено "написать добровольные заявления об отказе от зарплат до января 2020 года". Вслед за этим автор телеграм-канала ""Политджойстик", политтехнолог Марат Баширов и вовсе написал, что авиакомпания "Волга-Днепр" находится "в шаге от банкротства", а ее новым владельцем может стать Сбербанк во главе с Германом Грефом.
Однако на деле все оказалось несколько иначе. И хотя в самой авиакомпании от комментариев отказались, ее сотрудники, с которыми удалось связаться корреспонденту 73online.ru, заявили, что получили сентябрьскую зарплату без задержек, а всю публикуемую в СМИ информацию посоветовали делить на 10.
Тем не менее, времена для "Волга-Днепра" настали суровые. По итогам 2018 года выручка авиакомпании снизилась на 25% - с 15,5 млрд рублей до 11,7 млрд. Ранее перевозчик объявил о реструктуризации бизнеса и сокращении издержек. Мы не раз писали о трудностях компании и о том, почему она может покинуть Ульяновск. Проблемы у "Волга-Днепра" начались после 2014 года и кризиса в российско-украинских отношениях. ГК "Антонов" отказалась продлевать летную годность самолетов "Руслан", из-за чего большая часть парка простаивает, не имея возможности выполнять коммерческие перевозки. А "Русланы", которых в авиапарке перевозчика было 11, в свое время кормили группу компаний. "Волга-Днепр" в этой ситуации принял единственно возможное решение: взял серьезный кредит и в 2016 году на авиасалоне в Фарнборо купил 20 самолетов Boeing-747. После чего в 2018 году на очередном витке противостояния России с Западом попал под санкции и потерял возможность зарабатывать на контрактах с НАТО. Это поставило под вопрос не только выплату, но и обслуживание долга за "Боинги" (около $200 млн). По одной из версий, в качестве решения руководство авиакомпании рассматривает закрытие ульяновского офиса и переезд в Великобританию.
Для Ульяновской области такой исход станет болезненным: компания "Волга-Днепр" не только является крупнейшим налогоплательщиком в регионе (в 2016 году, например, она заплатила 557 млн рублей налогов в областной бюджет), но и обеспечивает работой более 1000 ульяновцев. Однако в случае, если руководители "Волга-Днепра" не найдут выхода из сложившейся ситуации, уже в следующем году против компании может быть начата процедура банкротства со стороны кредиторов.
О непростой ситуации на мировом рынке грузоперевозок 73online.ru рассказал глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Предсказать будущее компании непросто, так как внешние факторы прогнозировать слишком сложно. Мы не можем знать, сколько завтра будет стоить авиатопливо, каким окажется соотношение курсов валют, да и каково будет состояние мировой экономики. Пока глобального финансового кризиса мы не видим, но торговые войны уже сильно бьют по грузопотоку, в том числе по производителям электроники, которые традиционно являются крупными грузоотправителями в сегменте регулярных перевозок. Многие проекты в нефтегазовой сфере заморожены или свёрнуты из-за относительно низких цен на нефть, поэтому сегмент, ранее дававший работу авиакомпании "Волга-Днепр", теперь выглядит депрессивно. Но никто не сможет гарантировать, что события вокруг Сирии, Ирана, Саудовской Аравии и т.д. не спровоцируют рост цен и последующее оживление. Сейчас приходится действовать жёстко, возможно даже перестраховываться. Но без сокращения и оптимизации банкротство окажется неизбежным.
Александр Стрельцов, Игорь Игнатьев