Грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» может закрыть офис в Ульяновске и переехать в Великобританию. Сотрудники компании рассказывают, что слухи о переезде на Туманный Альбион идут уже давно. В прошлом году выручка компании составила 86 млрд рублей, а общее число её сотрудников составляет около 1500 человек. Для переезда есть политические и экономические причины, причем не обязательно негативные.
Сотрудники «Волга-Днепр» подтвердили 73online, что внутри компании давно ходят разговоры про переезд в другую страну.
- Сокращать персонал начали уже давно. Разговоры о сокращении по отделам ходили периодически. Вообще, много разных разговоров, но ясности никакой нет. Разговор про переезд в Англию тоже есть. Бардак такой, что мы уже и сами не знаем, что правда, а что нет. Руководство тоже меняется как перчатки, - рассказал о положении внутри компании сотрудник «Волга-Днепр», пожелавший остаться неназванным.
В офисе авиакомпании в Ульяновске прокомментировать информации о сокращении персонала или всего подразделения не смогли. Позже дозвониться в ульяновское представительство вовсе не удалось. В управляющей компании в Москве также не прояснили ситуацию – пресс-секретарь находится в командировке, а с руководством нас связать отказались.
В Великобритании уже находится филиал «Волга-Днепр» (Volga-Dnepr UK Ltd, Стенстед). Также у компании есть подгруппа «ЭйрБриджКарго», куда входит авиакомпания AirBridgeCargo, или АВС, основанная в 2004 году. Грузоперевозки ABC осуществляло на самолетах Boeing-747 на базе аэропорта Шереметьево. По нашей информации, именно этот авиаперевозчик после закрытия ульяновского офиса станет главным активом компании. В прошлом году AirBridgeCargo перевезла более 700 тысяч тонн грузов, что на 13% больше чем годом ранее.
Весной 2018 года стало известно, что «Волга-Днепр» не стала продлевать контракты на перевозку военных грузов стран НАТО. Причиной этому стали санкции западных стран и давление на Россию. Кроме того, с началом политического кризиса в отношениях с Украиной начались проблемы с продлением эксплуатации самолетов «Руслан». В авиапарке «Волга-Днепр» стоят 11 самолетов Ан-124-100. В 2015 году украинский государственный концерн «Антонов» вышел из российско-украинского объединения «ОАК-Антонов». Это создало проблемы для технического обслуживания и продления ресурса «Русланов», потому что в «Антонове» уверены: они единственные могут поддерживать летную пригодность самого большого самолета в мире. На днях стало известно, что полиция Украины возбудила уголовное дело в отношении Росавиации и «Волга-Днепр». В соседней стране считают, что наша компания подделала документы о продлении летной годности «Руслана».
По мнению главы аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева группа компаний «Волга-Днепр» вряд ли полностью закроет офис в Ульяновске, но предпосылки для переезда компании за рубеж есть.
- В ГК есть две авиакомпании. «Волга-Днепр», в парке которой есть «Русланы», специализируется на перевозке сверхгабаритных и уникальных грузов. Есть «АйрБриджКарго», которая специализируется на регулярных грузовых перевозках. Надо отдавать себе отчет, что бизнес и той, и другой компании - это глобальный, международный бизнес. Несмотря на то, что они базируются в России, и грузоотправители, и получатели грузов в значительной степени находятся не в России. С этой точки зрения центральный офис и ключевые подразделения должны быть расположены там, где этот бизнес осуществляется. Ну, и конечно, вопрос санкций стоит остро. Применительно к «Русланам», техобслуживание которых для российской компании, мягко говоря, затруднительно, это история, связанная с получением заказов от иностранных квазигосударственных структур. Все это, безусловно, создает фон, на котором перенос значительной части бизнеса за рубеж выглядит вполне логично. С другой стороны, речь не должна идти и, скорее всего, не будет идти о том, чтобы группа компаний уходила из России. Во-первых, именно присутствие в России для регулярных перевозок дает уникальные коммерческие права, которые обеспечивают конкурентоспособность перевозки. Кроме того, есть ряд работ, связанных с техническим обслуживанием, которые из-за курсовой разницы выгодно делать в России. Это трудоемкие работы, в которых человеко-часы имеют большую долю. В Ульяновске находилась группа специалистов, которая отвечала за обучение и повышение квалификации сотрудников компании. На мой взгляд, оставить эту составляющую в Ульяновске было бы оправдано. Риски и ограничения заставляют компанию предпринимать не очень популярные меры, но речь, я надеюсь, не идет о том, чтобы прощаться с малой родиной. Для компании её ключевые сотрудники это главное богатство, поэтому их постараются перевезти в новый офис, постараются улучшить условия для этих людей и их семей. А персонал, который, скажем так, занимается поддерживающими и вторичными функциями, конечно, проще нанимать на месте.
По сообщениям СМИ, в начале недели на авиасалоне в Фарнборо Boeing подписал соглашение о намерениях с британской грузовой авиакомпанией CargoLogicAir по закупке 29 самолетов Boeing-777 каталожной стоимостью 9,8 млрд долларов. CargoLogicAir входит в CargoLogicHolding, которым управляет президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин. Возможно, что именно эти самолеты станут основными в авиапарке обновленной компании. В мае сообщалось о планах Исайкина купить за десять лет 70 грузовых самолетов.
- Важно, что в какой-то момент «Волга-Днепр» стала действительно глобальным игроком, для которого Россия - это малая родина, но основной бизнес ведется за пределами России. Господин Исайкин делает ставку на эффективность своего бизнеса и использование самых передовых воздушных судов. Себестоимость перевозки на бортах его авиакомпании должна быть минимальной. Поэтому ставка делается на новые самолеты, крупные серии, которые позволяют получить существенные скидки и возможность договориться о заказах для "боингов" и его дочерних подразделений, - считает Олег Пантелеев.
Президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин занимает 136 место в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России-2018». За последний год его состояние увеличилось на 150 млн долларов и, по версии Forbes, составляет $750 млн.
Артем Горбунов