Проблему обманутых дольщиков, еще несколько лет назад столь острую для региона, можно считать решенной: ульяновцам раздали ключи от квартир и компенсации, а работа Фонда, созданного для помощи людям, близится к логическому завершению. Ликвидация возможна и не вполне «мирным» путем — через банкротство. Эксперты же считают Фонд одной из тех структур, которая реально помогала дольщикам, в том числе, удерживала от непоправимых шагов. Как Фонд появился в Ульяновске, чем живет сейчас и к чему готовится – в материале 73online.ru.
Не впервойНынешняя история обманутых дольщиков в Ульяновской области началась около восьми лет назад: первые случаи фиксировались в 2017 году, а очертания массовости явление стало приобретать в 2018-м.
Хотя махинации с недвижимостью бывали и до этого: ретроспектива публикаций 73online.ru показывает, что тема была актуальной и в 2011-м, и в 2012-м. Но именно восемь лет назад проблема приняла такой масштаб, что ее решение потребовало мобилизации всех сил и ресурсов.
Обманутые дольщики появлялись по всей России. Застройщики в силу различных обстоятельств не выполняли свои обязательства. Причины не так важны, как следствие: сотни и тысячи людей оставались без денег и жилья — будто в ловушке, вынужденные платить ипотеку и аренду годами. До решения проблем некоторые буквально не доживали: сказывались переживания, возраст. Другие, не в состоянии вынести давления и стресса, принимали радикальные и непоправимые решения...
Власти вплотную занялись сферой долевого строительства. На достройку выделялись серьезные бюджеты, менялись и принимались новые законы, недобросовестные бизнесмены пополняли скамью подсудимых. Постепенно дело сдвинулось с мертвой точки.
Фонд в помощьВ 2019 году Ульяновская область в числе первых создала Фонд содействия обманутым дольщикам. Возглавил его в ту пору действующий депутат гордумы, директор «ДСК» (Домостроительного комбината) Дмитрий Плохих. Тогда в регионе насчитывалось 2500 пострадавших — клиентов застройщика Дмитрия Лебедева, компании «Силен», дольщики ЖК «Молодежный».
Фонд должен был содействовать достройке проблемных домов, работать с застройщиками и помогать дольщикам — защищать их интересы, предоставлять соцподдержку. Схема ввода в эксплуатацию была следующей: на объект заходил новый застройщик, который вкладывал свои деньги, и после завершения работ и приемки получал субсидии. Не все компании отнеслись к этому добросовестно — и потому некоторые недострои сменили несколько подрядчиков, прежде чем наконец получили разрешение на ввод в эксплуатацию.
Новый порядокГод назад в Фонде произошла кадровая перестановка: Плохих на посту руководителям сменил юрист, член Общественной палаты Руслан Хайров, возглавлявший центр «ЖК Контроль». В кулуарах причиной ротации называли недовольство федералов прежним директором: якобы в Ульяновске не работали с подрядчиками, которые срывали сроки достройки домов. В комментарии 73online.ru Хайров обещал исправить сложившуюся в регионе ситуацию.
В 2025 году о проблеме обманутых дольщиков в Ульяновске заговорили, наконец, в контексте завершения этой долгой истории: летом в эксплуатацию ввели последний проблемный дом, числившийся в федеральном реестре. Часть объектов было решено не достраивать — за квартиры в них люди получили компенсации. Другие дома завершили, и ульяновцы получили ключи от нового жилья. Остались и те, кто пока не заявил о получении выплат — ульяновский Фонд сейчас ведет работу по их розыску и информированию.
Он подчеркнул, что региональный Фонд ограничен спецификой работы: организация не имеет собственных средств и выступает по сути номинальным посредником между федеральными структурами, хоть и проходит в документах застройщиком. Решения по всем объектам принимает федеральный Фонд развития территорий (ФРТ, созданный в 2021 году и объединивший ранее существовавшие фонд защиты прав дольщиков и Фонд содействия реформированию ЖКХ). А техническим заказчиком, который осуществляет строительный контроль и ведет претензионную работу с генподрядчиком, выступает созданное ФРТ одноименное ООО.
Ликвидировать или обанкротить?Содержание Фонда, по словам руководителя, обходится бюджету не очень дорого — только оплата труда 3-4 специалистов, причем уровень зарплат ниже рынка. В разговоре с 73online.ru Хайров, отвечая на вопрос о целесообразности дальнейшего содержания Фонда, пояснил, что в уставе организации прямо указана работа с дольщиками, пострадавшими от действий застройщиков-банкротов. Поэтому после восстановления прав всех дольщиков его нужно будет ликвидировать.
Однако есть и другое мнение. Адвокат Ольга Петрова, представлявшая в судах обманутых дольщиков, назвала ликвидацию Фонда большой ошибкой:
Помимо ликвидации Фонд может ожидать и другая судьба — банкротство. Иск о несостоятельности к организации подала московская компания «Нормакс» с требованием выплатить ей 10,1 млн руб. Фирма достраивала за ООО «Эверест» в Ульяновске четырехэтажку на ул. Карла Маркса, 63, дом ввели в эксплуатацию в 2022 году. Генподрядчик направил Фонду акты о приемке, счета и другие документы, но подписанными их не получил. Долг за строительство «Нормакс» оценил в 10,1 млн руб., которые решил взыскать через суд еще в 2024-м, иск был удовлетворен. Однако Фонд подал апелляцию, затем — кассацию. Дело направили на пересмотр, а заседание по банкротному иску назначено на конец сентября. Хайров заявлял СМИ, что вопрос долга остается спорным, кроме того, вопрос выплат решается федералами, а не в Ульяновске.
Помимо того в арбитраже ульяновский Фонд выступает ответчиком еще по семи искам — от «Ульяновскводоканала», «Газпрома», «Ульяновскэнерго» и фирмы-подрядчика из Мордовии «БИО-Климат С». Суммы фигурируют самые разные — от 7 тысяч до 26 миллионов рублей.
Предотвратить и защитить?Ликвидация, по мнению федеральных аналитиков, не единственное возможное решение для региональных Фондов: они могут взять на себя функцию предотвращения появления новых проблемных застройщиков.
Массового появления новых обманутых дольщиков не ожидается — строящиеся объекты строго контролируются, а введенные в 2019 году законодательные меры и эскроу-счета надежно защищают средства покупателей. Тем не менее, точечные риски возможны.
— Считаю, что нельзя закрывать организацию, ведь обманутыми дольщики становятся не только из-за мошенничества застройщиков, но и при форс-мажорах. Фонд должен работать, так как в строительной сфере всегда есть риски, — подытожила Ольга Петрова.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
При участии Веры Меркуловой
Татьяна Лисицына