Министр культуры Евгения Сидорова и директор мемцентра Лидия Ларина во вторник открыли Ленинский мемориал, который находится на реставрации, чтобы провести экскурсию для журналистов. Тема вдохновляющая — в Ульяновск снова приехали специалисты из Германии для переноса органа из аварийного здания филармонии. Транспортировка обойдется в 240 тысяч евро, что в пять раз дешевле стоимости нового музыкального инструмента. К иностранцам проявили особую заботу — запретили на них даже дышать, чтобы коронавирус не помешал переезду органа.
Вопрос с судьбой органа Hermann Eule не решался с 2017 года — не было финансирования. Спустя пять лет специалисты немецкой фирмы Hermann Eule Orgelbau Bautzen GmbH приступили к первому этапу работ по его переносу из здания филармонии в Ленинский мемориал — открыли саркофаг, в котором хранился инструмент. Последние 10 дней в процессе принимают участие четыре органных мастера, для общения с иностранными гостями приглашен переводчик.
В перечень работ входит демонтаж труб, расформирование всего органа на конструктивные группы и отдельные части, разбор корпуса музыкального инструмента и разложение на отдельные детали, упаковка и погрузка сборочных единиц, тщательная очистка больших элементов. Чтобы завершить начатое, немцы пробудут в Ульяновске до 10 февраля. Дедлайн жесткий — этой осенью в мемцентре должна зазвучать органная музыка.
С представителями прессы хозяева мемориального комплекса были строги — выдали маски и проверили QR-коды: «Не трогать предметы органа на полу, ходить аккуратно, ни к чему не прикасаться, не переворачивать, не двигать. И быть предельно аккуратными». В 2022 году инструменту исполнится 40 лет.
Каждую трубу из сплава олова и цинка хранят вертикально — их, словно младенцев, укутали в отражающую изоляцию. Всего в ульяновском органе весом в 7 тонн 2,5 тысячи труб — 35 регистров и два мануала, но перенесли пока не все, процесс еще не завершен. Некоторые части хранятся в коробках, каждая из которых подписана.
Для реализации следующего этапа немецкие эксперты приедут в Ульяновск повторно в апреле на два-три месяца, к ним присоединится мастер по звуку.
— Надеюсь, вы рады вместе с нами! — обратилась министр Евгения Сидорова к корреспондентам СМИ. — Мы наконец-то приступили в реализации большого проекта по переносу органа — он меняет свое место жительства и переезжает в помещение побольше. Надеюсь, что все сказанное специалистами будет убедительным, и вы не будете сомневаться в правильности принятых решений.
Новый орган Ульяновской области обошелся бы в круглую сумму. Цена одного регистра — 36-40 тысяч евро, в нашем инструменте их 35 (общая сумма составила бы порядка 1,4 млн евро — прим.). Спасение инструмента выйдет дешевле - 240 тысяч евро, что составляет более 22 млн рублей. Как объясняют экскурсоводы, сам корпус требует реставрации, сейчас проводится оценка стоимости работ. Для начала мастера попробуют шлифовку и покрытие современным лаком, если это не поможет, то будут снимать шпон и клеить новый.
Услышав стоимость реставрационных работ, переводчик чуть не упала в обморок: «Я даже боюсь здесь дышать!». Директор мемориала Лидия Ларина сказала, что весь процесс от начала до конца контролируется ее работниками: ведется аудио-, фото- и видеофиксация: «Для истории».
Напомним, что этой осенью из-за темпов распространения коронавируса в России немецкие специалисты отказались приступать к работам в срок — планы по органу пришлось отодвинуть. Сейчас фиксируется новая вспышка, и специалистов мастерской это по-прежнему тревожит. Например, журналисту 73online.ru запретили подходить близко к Фридерманну Бирке, чтобы тот, не дай Бог, не подцепил заразу! Он такую заботу о своем здоровье объяснил более спокойно, мол, в Германии ситуация с ковидом аналогичная: один заболел — и всех сразу переводят на дистанционку.
Для долгожданных гостей минкульт подготовил целую программу — они уже прогулялись по историческому центру Ульяновска, полюбовались на Волгу с эспланады, в выходные планируется посещение Дома-музея Владимира Ленина: «Ваш великий земляк нам знаком — он учился в ГДР».
Дарья Косаринова