Полковник МВД в отставке, депутат Гордумы Сергей Моргачев пытался засудить пожилую соседку — бывшего доцента сельхозакадемии Лию Колесову. Требовал с пенсионерки 300 тысяч рублей за забор, сломанный упавшим с ее крыши снегом. Но выяснилось, что основная вина в произошедшем лежит на самом парламентарии — месть родным Колесовой за неполученное место в Госдуме не удалась.
27 июня Чердаклинский районный суд вынес решение по гражданскому иску вице-спикера Гордумы Ульяновска, полковника МВД Сергея Моргачева. Ответчиком выступала его соседка — ветерана труда, ребенок войны, инвалид II группы Лия Колесова.
Прошлой зимой с крыши двухэтажного дома пожилой женщины в СНТ «Юрманки» сошел снег и сломал депутату забор. Моргачев потребовал компенсации — в общей сложности 300 тысяч рублей. Это деньги за ремонт забора, услуги эксперта, судебные издержки и установку снегозадерживающих устройств на крыше пенсионерки со стороны дома парламентария.
Колесова ответила встречным иском: утверждала, что сосед построил глухой забор без ее согласования, сооружение нарушает высотность и не пропускает свет — поэтому должно быть демонтировано.
Научно-исследовательский центр судебной экспертизы подтвердил, что причиной повреждения забора стал сход снега с крыши пенсионерки. Но при этом и сам Моргачев, как выяснилось в суде, допустил нарушения. Установленный им забор по всей длине не соответствует нормативным требованиям по конструкции (сплошной вместо решетчатого), по высоте (4,1 м вместо 1,8 м), по инсоляции (прямые солнечные лучи не попадают на участок соседки). Письменного разрешения Колесовой на установку такой громадины у депутата не было. Г-образная неправильная конструкция забора усугубила повреждения от схода снега.
Судья Марина Бирюкова сослалась на ст. 1083 ГК РФ: «Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен». В итоге степень вины Сергея Моргачева установили в размере 60%, а Лии Колесовой — 40%: все же она нарушила меры безопасности.
Иск Моргачева, таким образом, удовлетворен частично — соседка должна возместить ему только 117 тысяч рублей, а также установить снегозадерживающие устройства вдоль всего ската крыши. Одновременно суд постановил, что депутат должен демонтировать профлист, заменить забор на сетку, уменьшив высоту конструкции в два раза — до уровня 1,8 м от земли.
Адвокат Лии Колесовой Наталья Ямщикова считает, что Сергей Моргачев допустил явную грубую неосторожность: «Он не мог не осознавать, что при такой массивной конструкции вероятный сход снега с соседнего дома ее повредит. Если бы забор был установлен по нормам, лавина бы пролетела мимо, не задев его. Даже 117 тысяч рублей для пенсионерки — существенная сумма. Мы постараемся убедить суд в своей правоте». Защитник готовится к подаче апелляции.
Знакомые с ситуацией источники считают, что один из самых обеспеченных депутатов в действующем созыве парламента Сергей Моргачев мог бы простить соседке эту сумму. Но, видимо, не зря имеет славу человека злопамятного — пошел на принцип. В итоге, по сути, проиграл в суде — и только потому, что не нашел в себе сил, щедрости и великодушия закрыть глаза на случившееся недоразумение.
Поданный иск, вероятно, был эхом прошлогодних выборов. Внуком Колесовой является лидер реготделения партии «Гражданская платформа» Юрий Зеленов. В сентябре прошлого года на выборах в Госдуму его супруга и кандидат по 187 одномандатному округу Василиса Киселева подала заявление в суд и сняла своего оппонента Сергея Моргачева с гонки за мандат. Тогда Фемида решила, что кандидат разместил кроссворд и молитву-стихотворение в агитационном материале «Иду спасать страну!» с нарушением авторских прав.
В итоге победу в округе одержал подмосковный представитель «Единой России» Владимир Кононов. На прошлой неделе Киселева получила карьерное повышение со школьного учителя математики до директора школы №83.