Скандальная история «Ленинских горок» бизнесмена Олега Гаевского вышла на новый виток развития. Владельца горнолыжного комплекса, признанного банкротом, кредиторы засыпали исками. Сейчас между Гаевским и чиновниками ведутся переговоры о дальнейшей судьбе проекта. Если власти его не поддержат, имущество «горок» пустят с молотка за долги. По мнению экспертов, вряд ли пойдут на договоренности, поскольку бизнесмен «слишком многого хочет». 73online.ru попытался разобраться, в чем причина проблем Гаевского и какое будущее у его инвестиционного проекта.
Новые долги, фиктивное банкротство
Активнее всех в конфликте с Олегом Гаевским проявляет себя правительство Ульяновской области, которое неоднократно отсуживало деньги у него за неуплату аренды. Согласно данным арбитражного суда, последний иск на полмиллиона за долги по аренде земельных участков поступил от Минимущества месяц назад. За аналогичный период выставило свои требования Минстроительства и архитектуры (с апреля ведомство ликвидировано и вошло в состав МинЖКХ – прим.) – сумма задолженности почти 828 тыс рублей. По данным kartoteka.ru, в отношении «Ленинских горок» с 2009 года было подано порядка 49 исков. Не исключено, что список будет пополняться и дальше.
Полгода назад «Ленгорки» признаны банкротом. В результате аудита, проведенного временным управляющим, выяснилось, что списка имущества ООО недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Согласно материалам дела, долг Гаевского перед различными организациями и физическими лицами составил порядка 96 млн рублей при оценке имущества в 48 миллионов.
Арбитражный управляющий Кирилл Гирфанов пояснил 73online.ru, что в отношении «горок» введена процедура внешнего управления, «целью которой стоит восстановление платёжеспособности».
Известно, что заявление о признании «горок» банкротом подал Алексей Потапов. Согласно базе юридических лиц, он является гендиректором ООО «Ресторан и доставка», где расположен банкетный зал «Веранда» на спуске Степана Разина, принадлежащий Гаевскому.
Откуда растут ноги
Считается, что официальной причиной закрытия горнолыжной трассы несколько лет назад стал оползень – после происшествия требовались деньги на укрепление склона, власти затягивали с выделением финансирования. На деле оказалось все не так очевидно.
Как рассказывают собеседники, изначально все строительные организации, которые возводили сооружения на объекте, оказались без финансового обеспечения. Якобы Олег Гаевский «заводил» деньги в проект не через уставной капитал, а через многочисленные займы – входил в доверие, позиционировал себя как платежеспособного инвестора. Но когда грянул финансовый кризис, заявленных средств у бизнесмена не оказалось, и фактические «Ленинские горки» не смогли достроить из-за нехватки финансирования.
Есть и другие версии, предположения, почему у Гаевского возникли сложности.
- Без согласования с миноритариями (рядовые инвесторы, владеющие небольшим количеством бумаг и практически не оказывающих влияние на юрлицо), из предыдущей конкурсной массы куда-то «улетучилось», по моей оценке, порядка 200 млн рублей. Я больше чем уверен, что мажоритарий (владелец крупного акционерного пакета отдельного юрлица, единолично управляющий компанией или заметно влияющий на ее политику), сделав ряд несогласованных с миноритариями действий, присвоил себе эти деньги, - проанализировал материалы судебных дел и обороты компании эксперт, к которому обратился 73online.ru за оценкой.
Сам Гаевский в 2013 году на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге говорил, что вложил в проект более 500 млн рублей, а потом заявил об административном давлении на бизнес со стороны власти - якобы правительство подняло арендную ставку на земельные участки в 30 раз, что он посчитал слишком завышенной ценой. Чиновники поясняли, что Гаевский нарушил закон, построив проект в оползневой зоне, и его желание получить землю понятно, но необоснованно.
- После того, как я выполнил обязательства, ко мне начали поступать предложения от людей, приближенных к губернатору, о продаже моего проекта за 10% от стоимости. Начались проверки, вмешалась прокуратура, пришлось отстаивать свои права в суде, - рассказывал предприниматель в 2018 году. Он просил защиты у омбудсмена Бориса Титова, который разрешил конфликт. 73online.ru обратился за комментарием к бизнес-уполномоченному в Ульяновской области Екатерине Толчиной, но она не смогла дать пояснения и даже припомнить это обращение.
Диснейленд или мыльный пузырь?
Согласно открытым данным из материалов дела, сам Олег Гаевский видит возможность своей реабилитации в реализации бизнес-плана тематического познавательного парка «Река времени» в составе туристического кластера «Музей СССР». Он презентовал проект нынешнему губернатору Алексею Русских в 2021 году, сравнил его с французским Диснейлендом, и готов был вложить 700 млн рублей. Эксперты критически оценили проект: размер вложений и последующий доход от туристов - несоизмеримы. Русских обещал подумать, но пока так и не дал ответа.
Представитель бизнесмена в суде указал, что для реализации проекта планируется использовать имущество, которое в рамках конкурсного производства требуется распродать. По его мнению, делать это нецелесообразно, поскольку продажа не позволит рассчитаться с кредиторами. Интересно, что по заключению арбитражного суда, при разработке бизнес-плана Гаевским не учитывалась необходимость погашения задолженности перед заемщиками. Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие реальной возможности наладить дела.
Надежда на власть
Олег Гаевский надеется, что правительство заинтересуется его проектом и даст ему второй шанс, частично решив финансовые проблемы. Управляющий Кирилл Гирфанов отказался от оценки перспектив «Ленинских горок». Он заявил, что между бизнесменом и губернатором «ведутся переговоры о дальнейшем развитии и судьбе комплекса».
- В случае, если они закончатся безрезультатно, и власть не поддержат предложенный проект, судьба «горок», скорее всего, будет решаться в ходе конкурсного производства и продажи имущества, - сказал он.
Глава Агентства по туризму Денис Ильин также сообщил о намерении бизнесмена реабилитироваться. Однако, по его мнению, бизнесмен требует от властей невозможного:
— В целом поддержка ему оказывается. Но Гаевский просит еще и нереальные вещи. Из известных мне требований – передача в пользование «горок» находящиеся рядом частные дома, кафе, а также полностью парк Дружбы народов. Это исключено.
Ильин также добавляет, что предприниматель предлагал рассмотреть механизм работы корпорации «Туризм.РФ», где привлекается государственная структура в партнерстве с частным инвестором – по задумке в реализацию проекта должны прийти федеральные деньги. Пока этот проект также остался на стадии обсуждения.
На момент выхода материла, связаться с Олегом Гаевским редакции не удалось.
Горнолыжная трасса заброшена и выглядит сегодня так:
Напомним, «Ленинские горки» открылись в 2008 году как горнолыжный комплекс. Он включал учебную трассу, безопорные подъемники, мачты освещения. Объект посещали 20 000 человек за сезон. В 2013 году «Горки» получили поддержку правительства Ульяновской области: приобрели статус приоритетного и особо значимого инвестиционного проекта региона. Обсуждалось подписание инвестиционного соглашения, но в 2016 году горнолыжную трассу повредил оползень, и процесс приостановили.
Финансовые трудности у Гаевского возникли шесть лет назад: работники заявили, что не получают зарплату, а сами горнолыжные трассы могут не открыться с началом зимы — у руководства нет денег на подготовку инфраструктуры к новому сезону. Гаевского также обвиняли в воровстве 300 тысяч рублей «школьных» денег на проведение выпускных вечеров в «Веранде», после этого он дал интервью, в котором сообщил об отсутствии перспектив у «Ленинских горок».
Дарья Косаринова