04.01.2021, 07:15
Интернациональный полк. “Красночехи” и “красновенгры” в боях за Симбирск

А вы знали, что 12 сентября 1918 года среди взявших наш город красноармейцев были китайцы и даже польские кавалеристы?

Термин “белочехи” намертво прилип к бойцам Чехословацкого корпуса, принявшим участие в гражданской войне в России. Хотя воевать с красными легионеры (сами чехи называли себя легионом) начали ещё до появления белого движения, да и поддерживали они его своеобразно, под конец войны сдав красным на расстрел белого главнокомандующего Колчака.

При этом иностранцев, воевавших на стороне большевиков, советская историческая пропаганда никогда “красновенграми” или “краснокитайцами” не называла. Более того, в СССР о них обычно вообще не вспоминали. И появилась такая традиция с самых первых мемуаров о гражданской войне. Командующий 1-й революционной армии Тухачевский, например, об Интернациональном полке Симбирской дивизии в своей истории Первой армии не упомянул ни разу. Хотя этот полк был самым боевым подразделением дивизии и несколько раз сыграл решающую роль в боях за Симбирск осенью 1918 года.

Бой у станции Охотничья

В этническом плане под Симбирском за красных кто только ни воевал. Помимо 216-го интернационального полка из мадьяр и чехов, в дивизию Гая вошёл ещё и эскадрон поляков под командованием Боревича (по одним источникам – Петра, по другим – Игоря). Любили в революцию звонкие имена – если Симбирская дивизия при создании назвала себя железной, то польский эскадрон задолго до своего первого боя стал называться “Победа”.

Позиции белых у станции Охотничья

Были в Симбирской дивизии и китайцы в неизвестном количестве, о которых сохранилось мало информации. Но один из них упоминается в списке погибших героев дивизии, приведённом в сборнике воспоминаний о ней, вышедшем в 1927 году, через девять лет после событий.

В сборнике “9 лет Железной” говорится о решающей роли Интернационального полка в тяжелых сентябрьских боях у станции Охотничья, в самом начале третьего, успешного, штурма Симбирска красными.

Начальник штаба Первой Революционной армии Корицкий в книге “Как сражалась революция” рассказал об этом эпизоде подробнее: “Основная тяжесть борьбы за Симбирск легла на Железную дивизию. Оказывая упорное сопротивление по всему фронту дивизии, белогвардейцы у станции Охотничья построили окопы полного профиля и обнесли их проволокой в три ряда. В середине дня 10 сентября здесь разгорелся горячий бой. Значительная часть сил Симбирской Железной дивизии была брошена в обход флангов противника, и в центре, по линии железной дороги, действовало лишь два полка. Противник встречал атакующих пулемётным огнём и засыпал шрапнелью. Несколько атак противником было отбито. Тогда Гай бросил на Охотничью свой резерв — Интернациональный полк, состоящий в основном из венгерских коммунистов. Они в образцовом порядке подошли к исходной для атаки позиции и дружно бросились на окопы противника. Забросав окопы ручными гранатами, штыками-ножами проделывая проходы в проволоке, венгры ворвались в окопы и в рукопашной схватке уничтожили почти весь батальон белогвардейцев. Около 20 человек венгерских интернационалистов пали здесь, у станции Охотничья, вдали от родной Венгрии, за Советскую власть”.

Штурм Симбирска

Мы уже рассказывали, как судьбу города 12 сентября 1918 года решил один удачный манёвр 1-го Симбирского полка 1-й Симбирской дивизии. Однако роль интернационалистов в штурме была ничуть не меньше.

После развала обороны белых и начала их отступления к волжскому мосту, всадники Боревича, польский эскадрон “Победа”, ворвались в Симбирск и превратили отступление противника в бегство.

Первыми из штурмующих до центра города дошли 4-я и 5-я чехословацкие роты Интернационального полка под командованием Славояра Частека. Около здания Кадетского корпуса (сейчас он находится на территории, закрытой военными от посещения горожан) их встретили в штыки самые стойкие части белых, не побежавшие на левый берег вместе со всеми. Чехов от Кадетского корпуса отбросили, но вскоре к ним подошла 3-я венгерская рота Дьюлы Варги. Интернационалисты снова ударили в штыки, и белые, не выдержав их напора, побежали к мосту.

16-17 сентября к Симбирску подошли каппелевцы и попытались отбить город атаками через мост. Его обороняли венгры Дьюлы Варги. Об этом бое в приказе по дивизии, а потом и в своих воспоминаниях, пламенно рассказал сам Гай: "Под кинжальным огнём белых неустрашимый товарищ Варга с горсточкой героев не только удержал переправу, но даже захватил у белых с того берега несколько пулемётов. В этой героической битве погибло 17 товарищей интернационалистов, пусть спят спокойно они в братской могиле на главной площади Симбирска!".

Интернациональная Красная армия

После победы в Симбирске Железная дивизия пошла воевать за счастье трудового народа дальше, и Интернациональный полк отправился вместе с ней.

В научно-историческом двухтомнике “Интернационалисты. Трудящиеся зарубежных стран - участники борьбы за власть советов”, 1967 года издания, рассказывается об их дальнейшем боевом пути:

"Мужество и отвагу проявили интернационалисты в боях под Самарой, действуя совместно с боевыми отрядами местных рабочих. В начале октября 1918 г. полк интернационалистов и рабочие отряды попали в окружение и вынуждены были принять неравный бой, который продолжался 36 часов. Прорвав вражеское кольцо, интернационалисты и рабочие-дружинники соединились с наступающими частями Красной Армии и вместе атаковали передовые позиции противника. Опасаясь окружения, противник оставил город.

В конце 1918 — начале 1919 г. 216-й интернациональный полк, пополненный иностранными коммунистами, отличился в боях за освобождение Бузулука, а затем под Уральском. Интернационалисты заняли Майтуги, Бердяшево, Султангузино, Бай-мак (Таналык), Халилово и многие другие населенные пункты. В феврале 1919 г. в бою под хутором Воробьевка одна из рот полка, вплотную подпустив к своим окопам белоказаков, бросилась в атаку. Казаки в панике бежали, преследуемые интернационалистами.

В том же месяце исключительное мужество полк проявил в бою за деревню Бердяшево. Несмотря на значительный численный перевес противника, занимавшего оборону вокруг деревни и установившего сильные огневые точки на переднем крае, бойцы-интернационалисты разгромили белогвардейцев и овладели этим населенным пунктом".

Упоминается там и о польских кавалеристах Боревича: “На Восточном фронте также прославился своими успешными боевыми действиями польский кавалерийский эскадрон, развернутый затем в полк, которым командовал И. Боревич. Полк прошел в составе 24-й стрелковой Железной дивизии славный боевой путь от Волги до Урала, участвуя в освобождении Симбирска, Сызрани, Самары, Бузулука, Оренбурга и других городов”.

Командир Интернационального полка Славояр Частек после взятия Самары был с повышением переведён в Москву. Поздней осенью 1918 года большевистское руководство активно поддерживало формирование интернациональных частей, что хорошо задокументировано. 15 ноября Ленин направил телеграмму главнокомандующему Вацетису, в которой просил «разрешить в благоприятном смысле проект... относительно формирования польского и литовского ударных батальонов». 7 декабря он возмущался задержкой отправки интернационалистов на украинский фронт.

Большевики строили на иностранцев большие планы, Славояр Частек в Москве должен был заниматься формированием интернациональной Красной армии. Однако в 1919 году он умер от тифа, едва успев собрать одну бригаду.

Славояр Частек

Вместо него Интернациональный полк Симбирской дивизии возглавил Дьюла Варга, который здорово помог Славояру Частеку 12 сентября у Кадетского корпуса в Симбирске. Бывший обер-лейтенант австро-венгерской армии, попавший в русский плен в 1915 году, в 1916-м стал коммунистом, а в 1918-м вступил в РККА и быстро сделал там карьеру.

Дьюла Варга, обер-лейтенант австро-венгерской армии

Идее коммунистического интернационала Дьюла Варга остался верен до конца жизни. С 1943 года он командовал красными венгерскими частями, воюющими за СССР, хотя вся остальная Венгрия воевала тогда за Гитлера. После войны страна попала в советскую зону интересов, вскоре там была образована Венгерская Народная Республика. Проверенный советский товарищ Варга, недавно против венгров воевавший, стал генерал-лейтенантом Венгерской Народной Армии.

Всё это, конечно, помнили в 1956 году восставшие жители Будапешта, которые первым делом пошли убивать самых ненавистных коммунистов. Варга со своим приятелем несколько часов отстреливались от соотечественников из наградного пистолета и двустволки. Старики продержались в доме до прибытия подмоги.

Варга в старости

К сожалению, очень мало осталось информации о простых бойцах-интернационалистах. В списке героев Железной дивизии упоминаются только два рядовых этого полка, венгр и китаец.

Максим Кузнецов

Главные темы
Шакуров, «Волга» и русский хоккей теряют зрителей и ищут врагов
Аллергологи советуют встречаться с врачами и раздеваться у входа
Владимир Минеев победил Константина Глухова в «битве нервов»
Красотка-визажист прокачивает себя и ягодицы
Палочки вверх! Выяснили, где готовят самый вкусный ролл «Филадельфия»