Судьбу города решил один маневр 1-го Симбирского полка 1-й Симбирской дивизии.

Отступление на Инзу

В августе 1918 года 1-я Симбирская дивизия Гая была разгромлена. Внезапно вернувшаяся из-под Казани особая бригада Каппеля ударила от деревни Отрада по ее левому флангу, и дивизия с большими потерями отступила к Инзе.

Воззвание коменданта города «К гражданам Симбирска» от 3 августа 1918 года. ГАУО

Каппель издал приказ №5: «Пятидневные упорные бои на нашем фронте с численно превосходящими нас советскими войсками закончились полным поражением противника». Командующий Поволжским фронтом белых полковник Чечек прислал ему телеграмму: «Искренне поздравляю с победой. Я твердо уверен в окончательном успехе, который гарантируется нарастанием сил Народной армии».

Владимир Каппель.

Командующий сильно ошибался: во время установившегося затишья силы в основном наращивала не Народная, а Красная армия. Всего к началу штурма в распоряжении командующего 1-й армии РККА Тухачевского накопилось около 8 тысяч штыков и сабель против около 3 тысяч белых.

Михаил Тухачевский.

Состав красноармейцев был политически и национально разношерстным. Например, 2-й батальон 1-го Симбирского полка, которым командовал Петр Устинов, состоял из коммунистов, анархистов, персов, китайцев и матросов. Сам комбат был левым эсером. Гражданская война в центральной России только начиналась, но Устинов уже успел многое пережить. Он сражался на Дону с калединцами и красновцами, был ими разбит, дважды попадал в плен, оба раза бежал, причем в последний раз прямо накануне своего расстрела. А до революции Устинов воевал на Великой войне, где был трижды ранен и награжден Георгиевским крестом. В августовских боях с Каппелем, несмотря на общее поражение, он был повышен до командира полка.

Петр Устинов.

Бои под станцией Охотничья

10 сентября на прорыв позиций Народной армии у станции Охотничья пошла Самарская дивизия красных. Белые к атаке хорошо подготовились, вырыли окопы полного профиля и поставили перед ними три линии колючей проволоки.

Позиции белых у станции Охотничья.

Когда самарцы дошли до колючки, по ним ударили пулеметы и шрапнель, и они с большими потерями отступили. Вскоре атака повторилась с тем же результатом. Потом Тухачевский вновь приказал наступать, и вскоре самарцы утратили всякую боеспособность.

Тогда Тухачевский приказал Симбирской дивизии обойти противника с фланга, и когда тот отвлекся, бросил в бой свой главный резерв - Интернациональный полк, набранный из немецких и венгерских военнопленных. Немцы и мадьяры в лобовой атаке по трупам самарцев преодолели линии заграждения и выбили народоармейцев из их окопов. На следующий день белые пошли в контратаку. Самарцы, немцы и венгры с трудом отбились от офицерского и чешского батальонов…

В Гражданской войне разделить участников на своих и чужих так же сложно, как на плохих и хороших. Позднее в боях за город сходились несколько белых и красных Симбирских дивизий разных номеров и составов (были и чисто национальные - из мордвы, татар и чувашей).

Схема «Симбирские формирования Восточного фронта 1918 г.». Составил краевед инженер-полковник Василий Радыльчук. Конец 1960-х гг.

Командир 1-го Симбирского полка 1-й Симбирской дивизии РККА Петр Устинов в эти дни прославился тем, что однажды, чтобы вдохновить бойцов, под огнем противника поднялся из траншеи и прикурил от стреляющего рядом пулемета.

Штурм Симбирска

Утром 12 сентября 1918 года 2-й Симбирский полк был остановлен в районе Винновской рощи, а полк Устинова попал под плотный огонь у железной дороги. «Наши цепи находились под губительным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем. При попытке перейти в атаку мы теряли десятки бойцов», - описывал он после войны.

«Я пополз на левый фланг в поисках наиболее уязвимого места у противника, чтобы еще раз попробовать перейти в атаку. Незаметно я вышел на берег Свияги и, не обнаружив перед собой противника, пошел берегом к выселку Туть. На берегу, у самого выселка, стояла железнодорожная водокачка. Осторожно пробравшись к последней, я влез на крышу погреба и стал разглядывать из-за деревянной вытяжной трубы окраину Тути. Почти у себя в тылу я обнаружил цепи противника. Находясь в окопах, они обстреливали из винтовок и пулеметов нашу дивизию».

Правый фланг белых не доходил до Свияги шагов на 200–300. Эта ошибка решила судьбу штурма. Спустившись с крыши, Устинов поспешил к своим, снял с левого фланга роту Евстропова с двумя пулеметами и повел ее берегом к водокачке. Им незаметно удалось пройти во двор и поставить на крыше пулеметы.

Потом Устинов, отобрав 15 человек, приказал командиру роты: «Мы сейчас проберемся в выселок Туть, до первой улицы, откуда бросим гранаты, а ты после этого глуши белых пулеметным огнем». Перелезая через многочисленные заборы, они добрались до цели и, прикрываясь забором, приготовили гранаты. В этот момент народоармейцы заметили противника на водокачке и стали загибать свой фланг. Но было уже поздно.

«Я громко скомандовал с таким расчетом, чтобы слышали белые: «Раз! Два! Три!» Пятнадцать гранат, а за ними следующие пятнадцать, брошенные нами в сторону белых, произвели оглушительный и притом неожиданный для них грохот. В то же мгновение с водокачки затрещали наши пулеметы и винтовки. Белые, не сделав ни одного выстрела, бросились в панике бежать через поселок к станции, бросая снаряжение, патроны и винтовки. Некоторые прятались по дворам и чердакам. Наши поняли, в чем дело, и с криком «ура» перешли в наступление. К 12 часам мы уже пробежали Туть и входили в город...»

Бойцы 1-й Симбирской Железной дивизии.

Эта башня 1917 года постройки в Ульяновске за прошедшие сто лет сохранилась и находится недалеко от переулка Устинова. В 2015 году доцент кафедры УлГУ Дмитрий Семенов предлагал к 100-летию штурма Симбирска открыть в ней музей Гражданской войны, но городскими властями услышан не был. Сейчас башня относится к комплексу зданий музея истории Симбирского водопровода.

Максим Кузнецов

Главное фото - Ю.И.Куликов. «Симбирск. 12 сентября».