27.03.2023, 06:05
Александр Болдакин: «Задача мэра - губернатору «снаряды подносить»

В Ульяновск Александр Болдакин приехал в составе команды губернатора Алексея Русских. За год работы в администрации Ульяновска успел заработать прозвище – «Панчин 2.0». Во-первых, за определенное внешнее сходство. Во-вторых, за простое и понятное хозяйственное отношение к городским проблемам. При ближайшем рассмотрении выясняется, что оба родом из деревни, оба выбились «в люди» без протекции. Оба, как говорится, не про коммерцию, а из реального сектора экономики: Панчин работал на УЗТС, а Болдакин (кстати, с отличием окончив престижный питерский Военный инженерно-технический университет), нашел себя в строительстве. И если Болдакину удастся убедить конкурсную комиссию, то он, как и Панчин, займет пост главы города. Избрание нового мэра состоится в апреле.

– Александр Егорович, со своим «прототипом» Панчиным познакомились? Как относитесь к тому, что вас сравнивают?

– Лично не общались, но наслышан о нем – в мэрии много людей, которые с ним работали. Заочно отношусь к нему с огромным уважением. Он много лет руководил городом, а случайные люди на таких должностях не задерживаются. К сравнениям отношусь с улыбкой. Воспринимаю их как небольшой аванс. Теперь я просто обязан отработать на благо города как минимум не хуже, чем Панчин. Но для начала нужно победить в конкурсе.

Время больших строек

– Представим, что победили. Что главное для Вас на посту градоначальника?

– Сегодня Ульяновск переживает пору больших строек. Такой стройки не было со времен столетия Ленина – то есть более 50 лет. Строится мост через Свиягу в створе улиц Смычки и Шевченко, модернизируется и «развязывается» мост по улице Минаева, который полноценно соединит с центром города район Университетской набережной, очень перспективный и динамично развивающийся. В планах – мост, который соединит улицу Шолмова и Локомотивную, а также реконструкция моста по улице Кирова. Добавьте сюда комплексную жилую застройку, соответствующее развитие социальной инфраструктуры – строительство дорог, детсадов, школ, больниц, спорткомплексов. Например, футбольного манежа. А также критически назревшую модернизацию коммунальных сетей, в частности очистных сооружений Водоканала. Добавьте ещё крайне необходимое городу берегоукрепление, ожидаемое много лет обустройство городской набережной…

Очевидно, что Ульяновск переживает формирование своего нового устройства. От того, насколько качественно и грамотно мы пройдем этот этап, зависит жизнь города на многие годы вперед. Точно также, как большая стройка конца 60-ых дала мощный импульс Ульяновску. То есть момент ключевой, судьбоносный, если хотите. Не упустить его, создать задел для дальнейшего развития города на десятилетия вперед – это, пожалуй, главное.

Есть конфликт – нет развития

– Ульяновцы, как и большинство жителей России, теперь не имеют возможности напрямую выбирать мэра – все решает комиссия. Как вы к этому относитесь?

– Нормально отношусь. Большинство людей предпочитает самостоятельно принимать важные решения. Это современный гражданский, и даже, наверное, психологический стандарт. Но, как говорится, есть нюансы. Давайте взглянем на этот вопрос чуть шире, в масштабах страны. Федеральная власть на протяжении последних двух десятилетий ищет эффективную схему управления огромной страной, которая состоит почти из 100 регионов. Представляете, какова сложность задачи! И за это время были опробованы разные подходы. Если помните, то сначала были отменены прямые губернаторские выборы. Посмотрели, изучили опыт, поняли, что это неэффективно – вернулись к прямым выборам. При этом начали менять систему выборности глав муниципалитетов – для того чтобы сделать невозможными постоянно возникающие конфликты между губернаторами и мэрами областных центров.

Ульяновская область в свое время тоже их пережила. С мэрами конфликтовали в разное время и Горячев, и Шаманов, и даже Морозов. Когда начинается конфликт – не дискуссия, а именно конфликт – прекращается развитие. Дело ведь в деньгах. За все нужно платить – начиная от установки лавочки в парке, заканчивая реконструкцией моста на Минаева. Чем больше город, тем больше ему нужно денег для жизни и развития. Финансовая система в России устроена таким образом, что основным источником средств являются федеральный и региональный бюджеты. Поэтому крайне необходимо, чтобы ресурсы беспрепятственно поступали с верхних уровней на нижние – то есть чтобы между региональной и муниципальной властью не было барьеров.

Как и в случае с губернаторскими выборами, внедрили, посмотрели на эффективность – вроде получается. Не сразу, не везде, не всегда, не идеально, но в основном – есть позитив. А зачем ломать то, что работает? Я, наверное, не как политик рассуждаю, а как хозяйственник, но иначе не могу. Для меня главное – результат. Когда что-то построено, отремонтировано, исправлено. А как это выглядит политически, второй вопрос. Для меня, по крайней мере. И, думаю, для многих тоже так.

Не просто обратная связь

– Ваша муниципальная служба до Ульяновска проходила в Подмосковье. Фактически, вы были членом команды губернатора Андрея Воробьева – одного из самых успешных глав регионов в России. Опыт Подмосковья можно каким-то образом применить в Ульяновске?

– Работа в команде Андрея Воробьева действительно многому научила. В Подмосковье создана уникальная, на мой взгляд, система обратной связи от граждан – я говорю о «Доброделе» (интернет-портал «Добродел» – единая электронная книга жалоб и предложений Московской области – прим. авт.). Сейчас подобная работа ведется практически во всех регионах с разной степенью успешности. В Подмосковье «Добродел» стал не просто инструментом для «выпуска пара», мол, пожаловались люди и им сразу легче стало, а реальным инструментом развития. Через свои обращения жители буквально участвуют в руководстве регионом. Не просто жалуются, а указывают направления развития. Очень хочу повторить этот опыт в Ульяновске. Считаю, у нас для этого все есть.

Один из главных принципов «Добродела» - опора на фото- и видеофиксацию как проблем, так и решений. Сейчас у всех смартфоны, нужно обязательно это использовать, приучать людей слать проблемные фото и видео в мэрию. Ведь слова – это одно, а вот когда видишь все своими глазами, совершенно другой эффект. Можно легко проследить, как было и как стало. Мы уже начали следовать этому подходу на аппаратных совещаниях...

Считаю, что это очень действенный метод для повышения исполнительской дисциплины чиновников. Работа органов власти – это прежде всего взаимодействие между людьми. Некоторые чиновники норовят спрятаться за бюрократический заслон. «Не положено» - и все тут. Это не мой принцип. Цель власти – не формальное соблюдение буквы закона, а решение конкретных проблем. Со своих подчиненных я всегда спрашиваю именно это. Когда кто-то начинает мне объяснять, почему что-то невозможно сделать, я всегда прошу: «Про как нельзя все понятно. А теперь расскажи, как можно и как нужно».

– Какое достижение на вашем прежнем месте работы вы считаете главным?

– Многое было. В 2021 году муниципальный округ Щелково, в котором я работал заместителем начальника управления по развитию территории, стал первым в рейтинге муниципалитетов Московской области. Это была большая командная победа, в которую наше управление внесло весомый вклад.

А в Ульяновск – слабо?

– Откуда вы знаете Алексея Русских?

– В начале двухтысячных познакомились. Я тогда как раз только уволился из Вооруженных сил, делал первые шаги в гражданском строительстве. А Алексей Юрьевич руководил предприятием, с которым сотрудничал строительный кооператив, где я был заместителем директора. Сначала сложились конструктивные деловые отношения, потом чисто человеческие. Затем я перешел на работу в органы исполнительной власти Подмосковья, а Алексей Юрьевич стал сначала депутатом Госдумы, а после сенатором Совета Федерации от Подмосковья. Так или иначе много раз пересекались, поддерживали общение.

В начале 2022 года Алексей Юрьевич пригласил меня на работу в Ульяновск. Сказал, что есть ответственная работа, на которой он хочет видеть компетентного исполнителя. Естественно, мне было приятно. Но и очень ответственно! Во-первых, нужно оправдать доверие губернатора. Во-вторых, речь идет об одном из крупнейших российских мегаполисов – 22 место по численности населения, почти 630 тысяч человек, не шутка! Для сравнения: в муниципальном округе Щелково на 2021 год проживали 216 тысяч. Серьезный вызов – и человеческий, и карьерный. Слабо будет? Подумал и понял: нет, не слабо. И 5 марта 2022 года уже был в Ульяновске. Это был мой второй визит в Ульяновск.

– Вас уже тогда приглашали на должность главы города?

– Нет, речь шла только о должности заместителя по строительству и развитию инфраструктуры. Как раз начинались те самые большие стройки-перестройки мостов в Ближнем Засвияжье, именно о работе над этими проектами и шла речь. Позже случилось так, что место главы города оказалось вакантным, и мне поступило новое предложение.

– А что не так было с Дмитрием Вавилиным?

– Это не ко мне вопрос, а к губернатору и к самому Вавилину. Более того, дело, как мне кажется не в «так – не так». Я, например, много лет руковожу людьми, занимаюсь подбором их в команду. И иногда приходится расставаться с очень сильными профессионалами. Не потому, что ты хороший, а он плохой. Просто вы по-разному видите ту работу, которую делаете. Но главную ответственность несешь именно ты. И поэтому тебе и определять, в каком составе работать, каким путем идти, какой план реализовывать и как. Мне кажется, в случае с Дмитрием Александровичем, к которому я отношусь с большим уважением, произошло именно так. Но, повторюсь, вы лучше у них спросите.

Финансовое (не)здоровье

– Тем не менее, вы уже год работаете в мэрии, было время изучить работу органа власти, присмотреться, сделать оценки. В каком состоянии сегодня находятся городское хозяйство?

– Не открою секрета – в очень и очень непростом. Говорю только об объективной стороне дела, безоценочно, по факту. Муниципальные предприятия – прежде всего Водоканал, УльГЭС и «Теплосервис» – испытывают жесткий финансовый дефицит. К текущим трудностям добавились еще и долги прошлых лет: 230 млн в конце прошлого года пришлось заплатить «Дорремстрою» по судебному решению. Почти миллиард рублей суд постановил выплатить в пользу «Ульяновскэнерго» за долги, образовавшиеся в 1999-2000 годах. Много должны теплоэнергетикам. Не все хорошо с экономикой в УльГЭС – за последние годы резко вырос объем потерь, с 8 до 18 процентов. Можно еще долго перечислять аналогичные проблемы. Финансовое оздоровление – это одна из самых приоритетных проблем городской администрации сегодня.

– И как вы будете ее решать, если станете главой города?

– Усердно. Решения тут на поверхности: усиливать финансовую дисциплину и эффективность расходования средств, стараться оптимизировать задолженность через юридическую и договорную работу, и, главное, привлекать как можно больше средств в бюджет , то есть крепить связь с региональным правительством. Работать единой командой. Чтобы ни у кого не было иллюзий про самостоятельность города от области: из 19 млрд доходной части бюджета собственные доходы – только 7 млрд. То есть почти 12 млрд доходов Ульяновск получает из региональных и федеральных источников.

– Строить, быть на хозяйстве – это логично и, наверное, неплохо. Но у нас социально ориентированное государство – то есть социально ориентированный город. Нельзя только строить и убирать, не так ли? Людям нужна забота…

– Безусловно, социальная сфера в приоритете, иначе и быть не может. К базовому набору социалки добавляется важнейшая составляющая – СВО и все, что с ней связанно. Меры поддержки для людей, которые отправляются на спецоперацию и которые возвращаются с нее, помощь семьям военнослужащих, поддержка наших бойцов в зоне конфликта – все это ответственность и городских властей тоже. Это, пожалуй, единственный вопрос, в котором федеральная поддержка не имеет решающей роли, здесь мы обязаны изыскивать внутренние ресурсы и грамотно распределять их. Вижу это как вопрос своей личной ответственности.

Развитие соцсферы, кстати, это тоже большая стройка, модернизирующая инфраструктуру. Есть планы по строительству четырех школ – на 1100 мест в 18 микрорайоне, на 550 мест по проспекту Созидателей, на 1500 мест в микрорайоне УКСМ, на 1200 мест в ЖК «Ясново». А также трех детских садов – на 320 мест в том же УКСМ, на 280 мест в Ясново, на 280 мест в ЖК «Юрьевка» в Новом городе. Плюс четырех спорткомплексов. Представляете, какой масштаб! И тут мы снова упираемся в федеральную поддержку – без нее никак. Возьмем еще, допустим, ремонт школ. Запланировано 36 объектов по федеральной программе. При этом многие школы остались «за кадром», хотя потребность в ремонте назрела. Каждый ремонт – это более 100 млн. У города их просто нет. И даже по уже утвержденным программам могут случиться сюрпризы.

Конкуренция за федеральные деньги сейчас огромная, совершенно не исключен вариант попасть под сокращение финансирования. Силуанов уже достаточно прозрачно намекает: условия сейчас непростые, к бюджетным тратам нужно относиться очень вдумчиво. На 2025 год намечен старт программы капремонта по детским садам. Кто защитит интересы Ульяновска на таком уровне? Мэр? Нет, только губернатор. И по статусу, и по личным качествам – Алексей Юрьевич, на минуточку, федеральный политик с огромным опытом и связями. Который регулярно доказывает свою эффективность. Привлечение 800 млн рублей на строительство поликлиники на улице Шигаева – наглядный тому пример. А в городе, если кто не знает, за 30 лет не было возведено ни одной поликлиники.

И еще, для понимания: в этом году пройдет ремонт в ДШИ №2 , ДШИ им. Варламова. Нужно ремонтировать ДШИ №12, ДШИ им. Балакириева. В перспективе надо ремонтировать по одной библиотеке в год, преобразуя их в «модельные». Нужно войти в областные программы по ремонту трех зданий домов культуры в Баратаевке, Луговом и на Нижней Террасе, трех спортшкол – «Старт», «Волга» и «Симбирск», по строительству двух спортплощадок и спорткомплекса на улице Артёма. Реализация всего вышеперечисленного напрямую зависит от уровня взаимодействия мэрии с областной и федеральной властью.

– Детсад на Шигаева – тоже ведь ваша вотчина? Что там сейчас происходит?

- По уровню готовности приближаемся к 60 процентам. Началась внутренняя отделка и заливка теплых полов. Рассчитываем управиться к концу года. Начали строить второй корпус Губернаторского лицея на 500 мест. Вырыли котлован, выносим коммуникации. Особое внимание безопасности, ведь рядом действующий первый корпус, дети. Тоже планируем в четвертом квартале сдать в эксплуатацию. Футбольный манеж на Шолмова – проводим новую экспертизу, нужно корректировать проект. Спорткомплекс на Александровской откроем летом – там все своим чередом.

Вопрос воли

– Чуть ранее вы говорили про дорожный ремонт, про реконструкцию трамвайных путей. А что насчет общественного транспорта? Очень острая проблема…

– Да, и одна из самых сложных, из самых затратных – опять-таки. Я специально изучал, как ее пытались решить в Ульяновске в последние годы. Много инициатив, много попыток. И схему современной организации движения заказывали, и даже серьезно укрепляли материально техническую базу – одна только закупка «Львят» чего стоит! Что в итоге? Определенные перемены есть, но их явно недостаточно, чтобы горожане себя чувствовали удовлетворенными.

Необходимо найти баланс между реанимацией электротранса, – чтобы все 98 трамваев ходили, а не 54, как сейчас; чтобы троллейбусов было 40 в строю, а не 30, как сейчас – повышением качества частных перевозок и развитием дорожной инфраструктуры. Есть перспективные проекты, например, строительство трамвайных путей до микрорайона «Юго-Запад», пуск пассажирского сообщения по Президентскому мосту, как и задумывалось изначально. Без подобных проектов развитие города невозможно. Но все упирается в деньги. И привлечь их можно только из федерального центра. Очевидно, что губернатор хорошо это понимает и постоянно работает над привлечением ресурсов в регион. Многое получается, и нужно еще больше. И роль городской власти, как мне видится, не в том, чтобы конкурировать с губернатором, не в том, чтобы тянуть одеяло на себя в политических целях, а помогать. Подносить снаряды, если хотите.

– Про ужесточение контроля над частными перевозчиками мы слышим постоянно – ничего особо не меняется…

– Понимаю ваше возмущение. Ничего другого не остается – нужно признавать существование проблемы и пытаться ее решить. Воплощать в жизнь все то, о чем так долго и много говорили. Считаю, это вопрос политической воли.

Миллиардов много не бывает

– Про минаевский мост, строительство которого вы курируете – КОГДА, НАКОНЕЦ, ЗАКОНЧИТСЯ ЭТОТ УЖАС? Замучались мы уже!

– Прекрасно вас понимаю, когда ограничено движение по одной из главных городских артерий, это очень напрягает. Даже бесит. Но, как говорится, ремонт на время – польза навсегда. Сергей Семенович Собянин в свое время гениально придумал вешать такие баннеры на месте больших строек, потом и в Подмосковье этот прием начали использовать. В Ульяновске тоже не помешало бы (смеется). Друзья, ну потерпите еще немного, мы очень стараемся, ускоряемся максимально. Но быстрее быстрого не получится никак – есть обязательные технические регламенты, которые нельзя не соблюдать. Зато польза действительно если не навсегда, то очень и очень надолго.

В данный момент изготавливаются новые опоры – огромные конструкции, на каждую из которых уходит 40 кубов бетона. Потом идет прогрев, чтобы равномерно схватилось и было прочнее. Меняем балки длиной 24 метра, переносим теплотрассу. Больше половины всех работ сделали. Плановый срок окончания – конец 2024 года.

Про ускорение – строительство моста Смычки – Шевченко перевели на круглосуточный режим – для работы ночью смонтировали дополнительное освещение. При этом в темное время проводятся только «тихие» работы. Сооружаем опоры, прокладываем новый водовод диаметром 1000 мм – задачи решаем комплексные. Идем в графике, завершим, если все будет нормально, к концу 2023-го. С его запуском, кстати, на минаевском участке сразу станет полегче.

Еще одна важная задача, о которой необходимо сказать – это модернизация коммунальных сетей. Существующие изношены и имеют недостаточную мощность для обеспечения развития города. Что делать? Поддерживать губернатора в привлечении федеральных средств. Алексей Юрьевич уже «добыл» для Ульяновска выгодный инфраструктурный заём у Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере миллиарда рублей. На эти средства капитально отремонтируют 19 км самотечных и напорных канализационных коллекторов крупных диаметров. Один из них ведёт от главной насосной станции в районе Моторного завода до очистных сооружений. Второй – по улице Александра Невского, а третий – от Кротовки и Баратаевки до городской сети. Чтобы в достаточной мере модернизировать систему водоснабжения и водоотведения в городе, нужно еще много таких миллиардов. Иначе однажды начнем тонуть в нечистотах. Очень не хотелось бы.

- Ваша недавняя инициатива об организации в Ульяновске снегоплавильных пунктов неплохо срезонировала - проблема вывоза снега более чем актуальна. Реально ли ее реализовать?

- Мы просто обязаны это сделать. Модернизация городского хозяйства должна затронуть и этот аспект, в противном случае муниципальные службы не смогут поддерживать должный уровень комфорта городской жизни. Сейчас или позже, это все равно нужно делать. Начинаем с разработки проектно-сметной документации для первого пункта. Нужно определиться с местом, с наличием необходимой инфраструктуры, проанализировать возможности существующей системы водоотведения. Три - четыре таких пункта необходимо создать в Ульяновске, и тогда город в зимнее время станет гораздо чище.

Фото и видео: 73онлайн

Главные темы
Губернатор Русских везет из Москвы новые проекты
Новогодние корпоративы в «Руки Вверх! Бар»: атмосфера 90-х и легендарное веселье!
Звалась Александровской, могла быть Павловской: начало губернской больницы
«Симбирский филантроп» Вольсов: что значил архитектор для города?
Мальчик-«бабочка» учится жить и побеждать: Настя и Димка против страшной болезни