Когда-то родители пугали шалопаев: не поступишь в вуз — дворником станешь. Сейчас тренды поменялись и все больше школьников сами предпочитают высшему образованию СПО. Если для экономики региона — это хорошо, то для вузов — не очень. Например, в 2024 году университеты Ульяновска предлагают абитуриентам более пяти тысяч бюджетных мест, а выпускников 11-х классов в регионе ожидается всего 4500.

Рабочие специальности – в тренде

Стремительно развивается программа «Профессионалитет». Простыми словами — это масштабная PR-кампания по популяризации среднего профессионального образования. Стартовала она 1 сентября 2022 года. Основная задача — подготовка кадров для предприятий, которые испытывают острый дефицит рабочих рук.

— Предприятия помогают обновлять материально-техническую базу учреждений образования, опытные работники становятся преподавателями и наставниками для студентов. Благодаря такому сотрудничеству и обновлению инфраструктуры мы видим, что растет популярность колледжей и техникумов, — говорят в министерстве просвещения.

Например, в прошлую приёмную кампанию в профессиональные учебные заведения приняли на 200 человек больше, чем годом ранее. В частности, конкурс в Ульяновский авиационный колледж составил шесть человек на место против 4,5 в 2022-м. Наиболее популярные у абитуриентов направления: информационные системы и программирование, медицинский профиль, педагогический, строительные и автотранспортные отрасли.

Перекос в сторону СПО становится очевиден при оценке количества ульяновских выпускников. В 2022 со школой попрощались 4882 окончивших 11 классов и 10900 девятиклассников. В 2023 оказалось уже 2448 одиннадцатиклассников и 5385 завершивших учёбу после девятого. Теперь планируется, что 4500 ребят выпустят 11-е классы, а 11818 окончат учиться после девяти.

Для экономики — отлично! Для вузов — не очень

Впервые об этом публично заговорили на заседании Общественной палаты во время отчета зампреда правительства Вадима Андреева:

— Порядка 60% выпускников девятых классов выбирают среднее профессиональное образование. Причины разные: кто-то хочет карьерный трек побыстрее, кто-то боится ЕГЭ. С учетом востребованности производственных кадров — это актуально и хорошо для экономики. Человек быстрее доходит до рабочего места.

Член Общественной палаты Андрей Корнилин задал закономерный вопрос, а что же будет с вузами? По многим направлениям количество бюджетных мест превышает число абитуриентов. Например, в этом году четыре ульяновских университета (УлГУ, УлГПУ, УлГТУ, УлГАУ) предлагают 5913 мест, а выпускников 11-х классов в регионе только 4500. Часть из них уедет поступать в другие регионы, часть не наберет нужный балл ЕГЭ.

— Я сама после школы окончила педагогическое училище, а потом поступила в вуз. Выбрав профессию, повышала уровень компетенций. Нисколько об этом не пожалела. У ребят тоже есть такой шанс. Мне кажется, это хорошая тенденция. Кто придет на оставшиеся места в вузы? Здесь есть ресурс выпускников СПО. Понятно, что он не взвинтит конкурс, но он есть, — сказала министр просвещения Наталья Семёнова.

Андреев добавил, что количество школьников в городских учреждениях в целом уменьшилось. Если раньше одновременно училось до 100 тысяч детей, то сейчас порядка 60-70. «Влияет демографическая ситуация. Что будет со школами? Ничего, они никуда не денутся. Будем наполнять образовательное пространство. Возможно, станет более комфортно обучаться».

Боятся ЕГЭ и делают осознанный выбор

Эксперты называют несколько причин желания поскорее покинуть стены школы. В том числе, банальную неуверенность учеников и их родителей в успешной сдаче ЕГЭ, а как следствие — перерыв в образовании на год или платная учёба, что позволить себе может не каждый. Особенно опасения касаются таких предметов, как биология, физика, химия и профильная математика.

Корнилин говорит, что поднимал эту тему неоднократно. По его словам, пока вузы справляются с планом набора, но складывающаяся тенденция - тревожный звоночек к размышлению и принятию решений:

— Мы понимаем, что СПО — это источник рабочей силы для региона. Так вышло, что тренды поменялись, и рабочие специальности стали более востребованы. Само по себе высшее образование будет интересно всегда, но ЕГЭ на нужный балл сдать довольно сложно.

Ректор УлГАУ Виталий Исайчев говорит, что от высшего образования юные ульяновцы совсем не отказываются, просто выбирают другой способ его получения:

— Ребята идут в СПО, чтобы более детально зайти на высшее, а для того, чтобы максимально укомплектовать вузы, нужно повысить качество сдачи ЕГЭ. При поступлении есть критериальные значения, до которых нужно дотянуться.

Ректор УлГПУ Игорь Петрищев отметил, что его вуз действительно ощутил на себе отток абитуриентов:

— Есть разные варианты развития событий. Можно поменять структуру набора: увеличить долю выпускников учреждений СПО. Набирать больше абитуриентов из других регионов и иностранцев, как соотечественников (возможны разные комбинации). Также возможно снижение внебюджетного набора.

Председатель Совета родителей Ульяновской области Елена Малышева отмечает, что молодежь стала более вдумчивой и хочет зарабатывать деньги:

— Во-первых, ЕГЭ - это же лотерея. И родители, и ребята боятся, что не сдадут экзамен и останутся не у дел. Особенно сложно школьникам из деревень, где один учитель ведет и математику, и английский и всё на свете. Во-вторых, молодежь делает более осознанный выбор. Ребята хотят зарабатывать деньги, а рабочие специальности это позволяют даже во время учебы. Вспомните время, когда все гнались за высшим образованием, бездумно выбирая направления, а в итоге не работали по ним. Думаю, что нынешняя ситуация поможет этого избежать.

Малышева добавила, что опасения вызывают разве что специальности, для которых высшее образование необходимо. Например, врачи.

Фото на главной: freepik.com

Елена Скворцова