Осенью 2017 года в преддверии, видимо, грядущего 100-летия Октябрьской революции, у кого-то появилась мысль убрать с фасада Дома Советов, ныне занимаемого Законодательным собранием Ульяновской области и прочими региональными учреждениями, венчающий его герб РСФСР. Затея ничуть не радовала – борьба с историей, с её символами, чем когда-то так усердно занимались сами большевики, ни к чему хорошему не приводит. Однажды символы возвращаются.

Вдобавок, герб РСФСР и надпись «Дом Советов» очень органично вписаны в оформление главного фасада здания, представляя собой главный и единственный художественный акцент.

Хотя, разумеется, герб – это не просто эстетика, это символ власти. Власть меняется, и с нею меняются её символы, гербы и флаги. 3 марта 2004 года утверждён закон «О гербе и флаге Ульяновской области», и вот по силе этого закона, на фасаде здания Законодательного собрания должен быть помещён герб региона, его официальный символ:

«Герб Ульяновской области имеет в своей основе изображение исторического герба Симбирской губернии и представляет собой: В лазоревом щите серебряная колонна, увенчанная императорской короной с лазоревыми лентами. Щит увенчан традиционной земельной короной (с тремя видимыми листовидными зубцами). Щитодержатели – золотые львы. Из них один держит в правой передней лапе меч, а другой – сноп того же металла. Подножие – золотые дубовые ветви, в центре которых золотая шестерня и летящая вправо серебряная чайка, перевитые лентой цветов флага области».

В 2013 году герб несколько видоизменился – вместо целого «снопа» в лапе у левого льва оказались только три колоса, чайка выросла в размерах и стала больше похожа на птицу, нежели за стилизованную эмблему автомобилей УАЗ. С герба исчезли лента цветов областного флага и золотая шестерня, зато появился девиз: «Опора души и державы».

В русский язык слово «герб» пришло из польского, а в польский – из немецкого. Там оно звучало, как «erbe» и означало «наследство». Герб действительно в символическом виде означает принадлежность определённых объектов – учреждений, людей, зданий, вещей – к конкретной общности: воинскому подразделению, спортивному клубу, городу, местности – к уезду, губернии, области, к целой стране.

Считается, что гербы, в их доживших до наших дней формах, цветах и фигурах, распространились в Западной Европе в эпоху Крестовых походов, в XII – XIII веках. Воинам из разных стран, говорившим на разных языках, было важно идентифицировать в походе и на поле боя «своих», и это достигалось через яркие, видные издалека эмблемы на одежде, а особенно на щитах.

В России гербы стали появляться с XV века. Широкое распространение произошло уже в послепетровскую эпоху, в XVIII веке, когда Российская империя неустанно рубила «окна в Европу». В 1780 году первый официальный герб появился у Симбирска и Симбирского наместничества, прообраза будущей Симбирской губернии.

От нескольких специалистов доводилось слышать, что Симбирский герб – увенчанная короной колонна, или столп – уникальное явление в российской геральдике. В России есть ещё один подобный у подмосковной Коломны, но там он возник по созвучию «колонна – Коломна». Подобные приёмы, как и местные достопримечательности, характерны для геральдики, но Симбирск не созвучен ни колонне, ни столбу, и каких-то исторических сооружений подобного типа в нём тоже не припомнишь.

Значит, правы наши предки, утверждающие, что особый герб пожалован Симбирску за стойкость и верность императорскому престолу среди событий Крестьянской войны 1773 – 1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. В 1705 году по заказу государя Петра Первого в Голландии была издана книга «Символа и эмблемата», содержавшая 840 изображений разнообразных эмблем, сопровождавшимися подписями на девяти языках. За №65 мы можем видеть прообраз Симбирского герба – корону, венчающую колонну, с девизом «Подперта честью». Честь симбирских дворян подпирала корону российских императоров.

"Символы и эмблемата" 1705 года. За №65 увенчанная короной колонна, легшая в основу Симбирского герба

Но не минувшая эпоха Российской империи, а совсем недавнее время существующей Российской Федерации, рубеж XX – XXI веков, стали «золотой эрой» российской геральдики. В 1780 году в той же Симбирской губернии (или наместничестве) были официально утверждены всего-то гербы губернский и десяти составлявших её уездов. Теперь же у нас есть и герб, и флаг Ульяновской области, символы города Ульяновск, как административного центра региона, двух городских округов, 21 муниципального района, 28 городских поселений, и 112 сельских.

Нужно отдать должное фантазии разработчиков, их интересу к истории, традициям, географии, природным достопримечательностям тех или иных населённых пунктов. Они нашли своё выражение во внешнем виде конкретных гербов – и часто они получились очень оригинальными.

Герб Никитинского сельского поселения – наверное, самый оригинальный среди всех символов населённых пунктов Российской Федерации: на красном фоне золотой бобёр ест из золотого горошка серебряной ложкой золотую кашу. Бобры в гербах – не новинка. Есть они у города Бобров, что в Воронежской области, были на советском гербе белорусского города Бобруйск, но эти населённые пункты прямо названы в честь бобров, ни один из которых не кушал кашу.

В герб села Никитино бобр внесён, как типичный представитель фауны Сурского района, где село расположено, а каша – это память о бывшем владельце села, графе Дмитрии Александровиче Гурьеве (1758 – 1825), влиятельнейшем русском сановнике эпохи императора Александра I, одновременно возглавлявшем все её финансовые ведомства с императорским кабинетом, ведавшим личным имуществом государя, министерство уделов, что занималось имуществами высочайшей родни и министерство финансов.

Человеком граф Гурьев (на фото справа) был богатым, притом гостеприимным и хлебосольным. Во времена оны были знамениты гурьевские паштеты, котлеты и гурьевская каша – сладкая манная каша на молоке и сливках с добавлением варенья, мёда, орехов, сухофруктов, цукатов и пряностей. Теперь она считается десертом, который продолжают готовить. Никитинский герб – это нетривиально, а, главное, остроумно.

Золотой грызун на гербе Тушнинского сельского поселения, что в Сенгилеевском районе – сурок (байбак). В лапах он держит красное яблоко. Старинная, основанная в середине XVII века, Тушна славилась фруктовыми садами. Кажется, можно было не «жадничать» и позволить байбаку откусить кусочек – сурки с удовольствием поедают фрукты, произрастающие в ареале их проживания.

Когда-то, кстати говоря, яблоко было таким же фирменным продуктом, символом Симбирского края, какими до сих пор остаются арбузы для Астрахани или пряники для Тулы. Не яблоко, а уже целая яблоня фигурирует в гербе Фабричновыселковского сельского поселения Новоспасского района. У золотого деревца на гербе видны даже корни – это саженец из плодопитомника, устроенного в селе Самайкино в начале XX века помещиком Александром Дмитриевичем Воейковым, ярким представителем плеяды симбирских дворян.

«Говорящ» герб Хмелёвского, что в Сурском районе, сельского поселения – украшенный золотой ветвью хмеля, несведущему человеку он может показаться этикеткой какого-нибудь напитка, но что же делать, если это действительно «говорящий» герб. То есть, визуально воспроизводящий в символике название соответствующего населённого пункта. Хмелёвка основана на берегах реки Лейка – и берега эти были обильны некогда тем самым хмелем. Кстати говоря, Хмелёвка – один из старейших населённых пунктов в пределах Ульяновской области, чью историю возводят ещё к XVI столетию, к эпохе Ивана Грозного.

Что можно было бы изобразить на гербе Барановского сельского поселения, что в Николаевском районе? Само собою, просится баран, но символ этот, мягко говоря, не однозначен – не всякому понравится, если его так назовут. Потому в Барановском гербе акцент сделан на местную природную и религиозную достопримечательность, Попов родник, расположенный в окрестностях села и прославленный явлением Казанской иконы Божией Матери, символически показан через серебряный фонтан, бьющий в нижней части Барановского герба.

Очень занимателен герб Оськинского сельского поселения, что в Инзенском районе: руки вздымают деревянный сосуд, напоминающий ковш-братину, в которой горит свеча. Это – так называемый «эрзянь штатол», свеча предков, используемая в дохристианских ритуалах мордовского народа, доживших вплоть до наших дней. Оськино – старинное мордовское село, основанное в 1671 году, и это выражено в его символике. Традиционно, штатол имел высоту около 15 сантиметров, на его изготовление уходил фунт, более 400 грамм, воска. Свеча была вещью не дешёвой – в быту крестьяне освещали жилища тонко наколотой лучиной. В исключительных случаях, для особых торжеств и праздников изготавливались свечи предков высотой до трёх метров!

В Тагайском сельском поселении, что в Майнском районе, воспроизведен старинный герб бывшего в 1780 – 1796 годах уездным города: «Река в зелёном поле, по которой плывёт рыба, именуемая сельдь, ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя».

В XVIII столетии геральдисты, составлявшие герб Тагая в Санкт-Петербурге по полученной информации и никогда не видавшие симбирских пределов, запутались. На деле, река Сельдь через Тагай никогда не текла – может быть, по бывшему Тагайскому уезду, в десятках вёрст от бывшего города. И звалась река Сельдь отнюдь не в честь селёдки, которая в ней никогда не водилась. Название реки выводится из тюркских языков, оно означает: «водный поток, речка». Но ошибка жива, более того, обратилась традицией.

Тем, кто не силён в чувашском языке, может показаться непонятной символика герба Тимерсянского сельского поселения – золотые подкова, ковш и наковальня, три серебряных серпа с золотыми ручками, прописанные так, словно волны, в нижней части герба. Так «цитируется» в Тимерсянском герб Цильнинского района, в состав которого входит соответствующее поселение. «Тимерсе» по-чувашски означает «кузнец» – оттого на гербе запечатлена наковальня с ковшом, как кузнечные инструменты, и серпы с подковой, как продукция.

В гербе Цильнинского городского поселения запечатлено золотое колесо, окружённое шестью серебряными кубиками. Это напоминание об истории посёлка Цильна, возникшего сравнительно недавно, в 1942 году, как станция на Волжской рокаде – железной дороге, построенной для переброски подкрепления и боеприпасов к осаждённому немцами Сталинграду.

А «кубики»? Они кажутся стройматериалами или кусками мыла. Такой в виде параллелепипеда запечатлён на гербе старинного города Шуя, что ныне в Ивановской области. Но нет, это – сахар, продукция известного Ульяновского сахарного завода, расположенного в Цильне и открывшегося в 1967 году.

Занимательна «дозировка» – шесть кусочков. Мы стараемся жить без сладкого, ограничиваем себя, а в старину сахар на гербах выписывали здоровенными головами – продукт был дорог, а оттого престижен. Богатые купцы и дворяне закусывали дорогущим сахаром дорогущий же чай, являя не столько любовь к горячему напитку, сколько величину собственных капиталов.

Иван Сивопляс, научный сотрудник

Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»