Сегодня в Ленинском районном суде продолжились прения по делу Эдуарда Шабалина. После прокуроров, запросивших вчера для обвиняемого шесть лет колонии, настала очередь говорить адвокату Елене Атряскиной. Она попросила оправдать ее клиента по каждому из предъявленных эпизодов и вернуть ему изъятые картины Никаса Сафронова.
Время до начала прений Эдуард Шабалин коротал за разговором с экс-министром здравоохранения региона Павлом Дегтярем, пришедшим в суд знакомиться с материалами своего уголовного дела. Забегая вперед, отметим, что на выходе с заседания корреспондент 73online.ru столкнулся с другим фигурантом - Рашидом Абдулловым, тоже забежавшим почитать написанные московскими следователями тома. Несмотря на намерения лечь в январе в больницу, выглядел Абдуллов довольно бодрым.
Но вернемся к процессу Шабалина. Вчера на прениях говорили прокуроры, сегодня - очередь защиты. Адвокат подсудимого Елена Атряскина начала с двух вменяемых ее подзащитному эпизодов мошенничества - при проведении форума соцработников и выставки имени Архангельского. По версии следствия, Шабалин через аффилированные фирмы похитил при их проведении 1,5 и 1,6 млн рублей соответственно, выполнив только часть работ. По мнению адвоката, никаких доказательств этому нет: услуги по обоим мероприятиям были оказаны полностью, и никаких претензий от заказчиков не поступало.
При проведении форума было сделано около тысячи фотографий, которые подтверждали, что все условия контракта выполнены, говорит Атряскина. Все снимки были предоставлены заказчику. Защита также не понимает позицию обвинения по выставке имени Архангельского: оно признает, что работы были сделаны частично, но при этом иск выставляет в полном объеме - 1,6 млн рублей.
Вину Шабалина в краже картин Сафронова адвокат тоже считает недоказанной. Что касается эпизода с хищением девяти полотен, то, по ее словам, после прекращения отношений Шабалина и Сафронова в 2010 году все произведения живописца по описи были ему возвращены. Шабалин не имел к ним доступа. Все картины Сафронова, которые у него были, он либо покупал, либо их дарили - он рассказал в суде про происхождение каждой. Они висели у него в кабинете в Ленинском мемориале вплоть до увольнения, что подтверждают свидетели. Сафронов бывал там после 2010 года и не мог не видеть картины, однако никаких претензий к Шабалину не высказывал, и заявление почему-то написал только в декабре 2015 года. При этом, по словам Атряскиной, на одной из картин есть подпись Сафронова, дата дарения им - день рождения Эдуарда Шабалина. Это опровергает показания художника и доводы обвинения, что Сафронов никогда не дарил подсудимому своих полотен.
По словам Елены Атряскиной, у Шабалина не было к Сафронову никакой неприязни, наоборот, в 2015 году он хотел наладить с ним отношения и реализовать несколько общих проектов. Как раз тогда ему позвонила менеджер Сафронова Наталья Христенко и предложила организовать выставку. По мнению следствия, после той экспозиции Эдуард Шабалин похитил еще четыре картины художника. При этом, как утверждает Атряскина, эти полотна несколько месяцев лежали в фойе мемориала, и забрать их мог любой. Доступ в кабинет, под потолком которого их потом нашли, кроме Шабалина имели несколько десятков человек, а днем двери его не запирались. Атряскина указывает, что из 18 найденных на упаковке этих полотен отпечатков только пять принадлежали Шабалину - устанавливать, кому принадлежат остальные, следствие почему-то не стало.
Адвокат также вновь указала на ошибочность, по ее мнению, двух последних экспертиз, которые оценили 13 картин Никаса Сафронова в 22 млн рублей. Она считает, что выводы их недостоверны (73online.ru подробно писал об этом вчера), и просит взять за основу данные первой экспертизы и заключение специалистов Третьяковской галереи, которые считают, что произведения Сафронова стоят куда меньше. От ценности картин зависит квалификация дела, а значит, и наказание.
По мнению Елены Атряскиной, никаких оснований для обвинительного приговора нет.
- От вашего решения зависит судьба Шабалина в дальнейшем, - обратилась она к судье Юлии Потешкиной.
Адвокат попросила оправдать подзащитного по каждому из предъявленных обвинений и вернуть ему девять изъятых у него картин, так как они принадлежат ему на законных основаниях.
После речи Атряскиной разрешения выступить попросил и сам Эдуард Шабалин - хотел подробно объясниться по каждому из эпизодов. Очевидно, что времени до закрытия суда ему бы не хватило, и Юлии Потешкиной пришлось перенести заседание на пятницу, 27 декабря. Но на спич Шабалина она отвела определенный хронометраж:
- Если завтра за два часа не уложитесь, будем продолжать 31 декабря!
После завершения заседания противостояние сторон не закончилось - Эдуард Шабалин и адвокат Сафронова Вячеслав Чагинский в очередной раз вступили в перепалку.
- Чагинскому надо скорее деньги с Сафронова брать, а то у того привычка есть не платить, а потом ещё неустойки запрашивать, - отпустил шпильку Шабалин. На том и разошлись.
Елена Скворцова, Николай Андреев