Сегодня, 22 февраля, свой день рождения отмечает один из участников местного медиарынка, бизнес которого давно вышел за пределы региона, а скоро, возможно выйдет и за пределы континента. Владиславу Советкину на паях с партнером принадлежит почти три десятка радиостанций в Поволжье и Подмосковье, а теперь планируется и вторжение в... Африку.

«Спасал Ленина в Зимбабве»

Дороги Зимбабве

- Расскажите о своих недавних приключениях в Африке.

- Скорее это были приключения моего хорошего друга, путешественника Даниила Николаева, который в 2013 году отправился в кругосветку на джипе «Ленин» и с успехом выходил из всех передряг - был в племени людоедов, в плену у повстанцев, больше месяца провел один в джунглях. Однако, когда он добрался до Зимбабве, его подвела старая армейская камуфляжная форма, в которой он привык ремонтировать автомобиль. Она привлекла внимание бдительных зимбабвийских чекистов, которые обыскали машину и нашли полный шпионский набор – видеокамеру, фотоаппарат, блокноты с ручками… Даниила судили, ему дали два года. К счастью, российское консульство вытащило его уже через месяц, Николаева депортировали, а джип остался там. Полгода назад мы с ним поехали в Зимбабве спасать «Ленина». Тот еще был квест! Я участвовал в поисках две недели, хорошо изучил столицу Зимбабве Хараре, а также столицу соседней Замбии Лусаку, впечатлений была масса, но потом пришлось вернуться к делам на Родине. Даня закончил миссию в одиночку, он и сейчас находится в Африке и продолжает свой путь.

- Нашел-таки джип?

- Нашел, и, представьте, в хорошем состоянии! Он стоял на охраняемой стоянке в военной части, с него вообще почти ничего не пропало, больше того, зимбабвийские военные в него даже масло регулярно заливали. Может к продаже готовили, не знаю.

- Удивительно, я думал, в Зимбабве голодные люди мгновенно растаскивают все, что гвоздями не приколочено.

- Да все при слове «Зимбабве» представляют себе туземцев в набедренных повязках и хижины в джунглях. Ничего подобного, Хараре больше всего похож на Филадельфию: такая же четкая планировка, небоскребы, авеню и стриты, ульяновское градостроительство по сравнению с зимбабвийским – вот что такое настоящее дикарство. Дороги у них гораздо лучше, чем у нас в области, полицейские патрулируют на электросамокатах (сигвеях), государственный язык– английский и население знает его на отлично. Местные, когда слышали наш английский, смотрели с удивлением: вас там, в России, что, языкам не учат? Было стыдно. Утешали себя тем, что нас-то в свое время англичане не колонизировали.

Харера, столица Зимбабве

- Как-то вы очень шикарно описываете страну-банкрот.

- Действительно, с финансами у них плохо до смешного. Я как сувенир привез банкноту в 100 биллионов местных долларов, на нее можно коробок спичек купить. Но доллар свободно принимается, а вообще все ходят с карточками, банковская система в Зимбабве работает нормально.

«Это самые скучные выборы в истории»

- От экзотичных дней отпуска вернемся к прозаичным рабочим будням. Удалось заработать на этой президентской компании?

- Я работаю на президентских выборах уже больше двух десятилетий, начинал еще с легендарной компании 1996 года «Голосуй или проиграешь» Бориса Николаевича, и вот вам мое впечатление – предстоящие выборы самые скучные в новейшей истории России. Ничего мы на них особо не заработали, потому что никто из кандидатов в услугах СМИ по большому счету не нуждается, такое впечатление, что большинство участников просто отбывает номер, не желая даже имитировать борьбу за голоса избирателей.

- Сколько у вас всего радиостанций и телеканалов?

- 27 радиостанций и 4 телеканала, только не у меня лично, я работаю с моим многолетним деловым партнером Андреем Борисовичем Горбовским, большая часть бизнеса у нас общая. Значительная часть работает в других регионах, а после поездки в Африку у меня родилась идея – открыть радиосеть в южной части континента. Там радиобизнес пока развит слабо, сейчас этот рынок можно взять сравнительно недорого, по предварительным оценкам – примерно в те же суммы, в которые нам обходятся запуски новых проектов в российских регионах. Но тут – транснациональные перспективы, хотя и проблем будет достаточно… Пока обдумываем риски и все взвешиваем.

- Вы захватываете российские регионы и планируете вторжение в Африку, Габрелянов взял Москву… Почему ульяновские медиаменеджеры столь успешны?

- А нам деваться некуда: ульяновский рекламный рынок сопоставим с рынком подмосковного Серпухова, тут очень быстро достигаешь потолка и приходится начинать внешнюю экспансию. А там уж как у кого пойдет. Если бы я и Габрелянов жили бы, например, в Самаре, мы вполне могли бы там и остаться. Если бы создатель «Магнита» Сергей Галицкий жил не в Краснодаре, а в Москве, то, вполне возможно, открыл бы два-три магазина, заработал бы кучу денег и был бы счастлив. А так пришлось напрягаться, завоевывать всю страну. При этом, все наши медиаактивы зарегистрированы в Ульяновске и с «московских» доходов мы платим налоги в местный бюджет.

«Зарабатываю как замдиректор УАЗа»

- Вы недавно стали журналистом, нравится работать в кадре?

- Действительно, за 20 лет работы в медиа, я наконец-то сам стал брать интервью, о чем давно задумывался. Работа нравится, воспринимаю ее как интересный аспект самореализации, а в качестве журналиста я дебютировал в 1992 году, когда опубликовал свою первую статью - в газете «Слово Молодежи».

- Сколько вы сейчас зарабатываете и хватает ли на жизнь?

- Когда в ноябре 1992 г. пришел на собеседование, меня спросили – сколько хочешь зарабатывать? Вопрос непростой, скажешь много – начнут искать другого, скажешь мало – будешь зарабатывать мало. Я выкрутился: раз буду работать управленцем, хочу получать как начальник цеха на автозаводе, в то время это было примерно 20 минимальных зарплат в месяц. Сейчас же я зарабатываю примерно, как замдиректора УАЗа. Любых денег на жизнь может и хватать, и не хватать – это смотря какая жизнь. Я живу без особых понтов, люблю отдыхать на даче, езжу на двенадцатилетнем Лэнд Крузере, мне моих денег хватает.

- Как оцените прошедший год в плане доходов медиарынка?

- Забавный получился год в этом плане. В связи с тем, что бурного развития не наблюдается (а следовательно расходы бизнеса на рекламу не растут), мы в рамках внутренней борьбы с кризисом постоянно оптимизируем бизнес, тут расходы убрали, там лишнее подсократили. И вот насколько мы внутренне ужались, настолько же потеряли за счет внешних расходов: аренда ОРТПЦ немного подросла, коммуналка, налоги пока не растут, но увеличились франшизы, сборы во всевозможные фонды и отчисления в министерства. Почти в ноль сошлись, но долю рынка сохранили и это радует. Так что напишите, что на медиарынке этот год оказался стабильным. Как и все в нашей стране.

Максим Кузнецов.

Африка