Чемпионат мира по футболу в России стартовал 14 июня и закончится через неделю. Игра нашей сборной уже превзошла ожидания — выход в четвертьфинал это исторический результат. А как оправдались ожидания тех, кто рассчитывал привлечь в наш город болельщиков и заработать на них?
Ульяновск входил в число баз, в которые могли заселиться команды-участники чемпионата мира. Но стадион «Труд» и гостиницу Хилтон никто не выбрал. Зато Ульяновск удобно соседствует сразу с тремя городами, которые принимали игры чемпионата. Это Казань, Саранск и Самара. Перед началом турнира директор регионального агентства по туризму Юлия Скоромолова рассказывала: в городе ждут до 50 тысяч болельщиков, а гостиницы, рестораны и сувенирные лавки Ульяновска смогут заработать до 500 миллионов рублей.
По информации областного агентства по туризму, за время чемпионата мира регион посетило 40 тысяч российских и иностранных болельщиков. Это были как организованные группы туристов, так и фанаты, приехавшие самостоятельно. Ульяновск посетили гости из Перу, Дании, Японии, Австрии, Саудовской Аравии, Испании, Бельгии, ЮАР, США, Туниса, Канады, Великобритании, Мексики, Панамы, Таиланда, Бразилии, Швейцарии. Больше всего в город приехало колумбийцев — 300 человек, австралийцев — 500 и больше тысячи иранцев. Более того, для болельщиков из Ирана организовали три чартерных рейса из аэропорта «Восточный» в Тегеран. Отправить гостей из исламской республики домой помогли студенты сельскохозяйственной академии из Таджикистана, которые продемонстрировали хорошее знание персидского языка.
— В первые две недели чемпионата в гостиницах Ульяновска практически невозможно было найти свободный номер. Только единовременное пребывание более тысячи болельщиков из Ирана обеспечило практически полную загрузку гостиниц, повышенный спрос на объекты индустрии гостеприимства, гидов-переводчиков. До окончания мундиаля рано подводить итоги и говорить об экономической эффективности соревнований. Тем не менее, учитывая количество туристов и их активное времяпрепровождение, можно рассчитывать на дополнительный доход в бюджет региона в размере не менее 500 миллионов рублей, - рассказали 73онлайн в агентстве по туризму Ульяновской области.
Из достопримечательностей Ульяновска приезжие болельщики облюбовали музей-заповедник Ленина и другие музеи связанные с его именем, Новый Венец, Соборную площадь и обелиск 30-летия Победы. Из ульяновских заведений самыми посещаемыми стали RMH, «Матрешки», «Шипр», Top-Hop.
Ульяновские рестораторы не ожидали такого количества болельщиков
- Наши ожидания были предвосхищены, так как мы не ожидали столь заметного притока гостей, за что спасибо агентству по туризму, - рассказала 73онлайн директор ГК «Другие рестораны» Ольга Акулина, - Точное число болельщиков мы посчитать не можем. Однозначно можно сказать, что в некоторые дни прирост был до 100% в количестве гостей. Таких дней было не много, но они явно выделялись на фоне остальных дней. Структура чека осталась практически без изменений, потому что гости выбирают в первую очередь базовый продукт в каждой концепции.
По словам Акулиной, в заведениях компании (Gonzo Bar, P&B) к чемпионату особенно не готовились — лишь повесили экраны в ресторанах и активно привлекали гостей. Владение английским на уровне, традиционном для компании, вполне хватает для общения с иностранными гостями.
Ресторатор Елена Ежова отметила рост выручки в своих заведениях во время чемпионата мира.
— Результаты по нашим заведениям разные. В основном гости предпочитали проводить время в колоритных национальных заведениях: корчма «Гопак», чешская пивница «ВепревоКолено», хинкальная «Хмели-Сунели». Средняя выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась практически на 10%. Средний чек в «Гопаке» не вырос, а вот в «Колене» прирост составил 10 %. Вероятно, это связано с тем, что было очень много активных болельщиков среди наших соотечественников, которые приходили посмотреть прямые трансляции матчей, - рассказала Ежова корреспонденту 73онлайн.
Ресторатор рассказала, что к турниру в заведениях готовились заранее. Например, в каждой смене работал хотя бы один официант, владеющий английским языком. Ежова отметила, что главное в чемпионате мира не доход заведений, а атмосфера праздника:
— Самое главное, что этот чемпионат мира и его болельщики создали атмосферу настоящего футбольного праздника! Возникло ощущение близости между людьми разных национальностей. Очень дружелюбная, очень тёплая обстановка царила в это время в заведениях. Хотелось бы поблагодарить нашего руководителя департамента гостеприимства Юлю Скоромолову за прекрасную подготовку к этому мероприятию.
Помог Ленин
На гостях чемпионата мира заработали и ульяновские музеи. Например, музейный комплекс Ленинского мемориала посетило более 1500 иностранцев из Австралии, Колумбии, Испании, Ирана, Англии, Германии, Дании, Японии, Ирландии, Америка, Эстонии, Словакии. Подавляющее большинство - молодёжь. В музее отметили, что иностранные гости не только слышали о Ленине, но и хорошо знают его, как одного из самых популярных мировых политиков за рубежом.
— Так много иностранцев посещало наши музеи в 2016 году, когда в городе проходил чемпионат мира по хоккею с мячом. Но их количество несопоставимо с тем, какой поток туристов начался после открытия ЧМ-2018. Болельщиков нашей команды было немного меньше, но их география довольно широка. Приезжали Казань, Самара, Москва, Санкт-Петербург, Киров, Новороссийск, Новосибирск, Тюмень, Салехард, Севастополь, Калининград. Всего порядка 400 человек, - рассказали в музее корреспонденту 73онлайн.
Большой популярностью среди туристов пользовались магниты, футболки, кружки с символикой Ленинского мемориала и Ленина. Особо популярна стала книга «Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы» на английском языке, авторами которой стали сотрудники музея.
— Можно сказать, что доход от музейной деятельности за время проведения чемпионата вырос на 50%, - рассказали в Ленинском мемориале.
Игра сборной России — как потоп
Средний заработок ульяновских таксистов во время чемпионата поднялся на 30-40 %. Количество поездок в дни игр российской сборной можно было сравнить с днями потопа, рассказал один из таксистов. Одной из причин повышенного спроса на такси стал и тот факт, что неосведомленные в географии города туристы вызывали такси, потому что с водителем можно просто общаться через Гугл-переводчик. Хорошо заработали и те, кто занимался извозом болельщиков по межгороду — Казань, Саранск, Самара, Москва. Рассказывают, что один таксист заработал 40 тысяч рублей за поездку в Саранск и Москву. Мало того — болельщики сами оплатили бензин и питание водителя в дороге.
Фото: Агентство по туризму Ульяновской области, социальные сети, ru.fifa.com
Артем Горбунов