14 декабря судья Ленинского районного суда Елена Хаустова продолжила рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего вице-спикера Законодательного собрания области Алсу Балакишиевой. Экс-депутат обвиняется по ч. 6 ст. 290 (получение взятки в особо крупном размере).

Накануне в зале суда свои показания дала ключевой свидетель по уголовному делу, бывший бухгалтер ЗСО Елена Жидова. Именно бухгалтер Жидова, которая на протяжении года была, по сути, «правой» рукой Балакишиева 20 мая этого года написала заявление в УФСБ по Ульяновской области, в котором обвинила вице-спикера в вымогательстве и получении «откатов» от предпринимателей через партийный благотворительный фонд.

В свою очередь, адвокаты подсудимой пытались уличить Жидову в присвоении «откатных» денег. А так же пытались доказать, что, обналичивая деньги фонда для личных нужд Балакишиевой, Елена Жидова сама автоматически стала преступницей по двум уголовным статьям - легализация средств, полученных незаконным путем и укрывательство преступления. По мнению адвокатов Балакишиевой, Жидова должна сидеть на одной скамье с подсудимой.

Интересно, что до последней минуты не было ясно, явится ли Елена Жидова на судебное заседание. Адвокаты Балакишиевой, которые настроены были допросить ее с «пристрастием», нетерпеливо поглядывали на дверь и строили различные предположения, по каким причинам Елена Жидова может проигнорировать судебное заседание. Однако прокурор Алексей Тихонов их успокоил:

«Если сегодня Жидова в суд не придет, значит, завтра ее сюда доставят судебные приставы».

Тем не менее, опоздав на 20 минут, ключевой свидетель, которого можно назвать инициатором этого громкого уголовного дела, появилась в зале суда.

Небрежно сбросив с плеч норковую шубку, Елена Жидова жестко потребовала от судьи запретить фотосъемку. Елена Хаустова согласилась на ее требования. Начались слушания.

Елена Жидова

Жидова: у Балакишиевой была "партийная" бухгалтерия и "наша"

Елена Жидова рассказала суду, что в настоящее время занимается предпринимательской деятельностью, возглавляет ООО «Афродита». Прокурор попросил ее припомнить подробности своего знакомства с подсудимой. Со слов Жидовой, она не ожидала, что знакомство в салоне красоты приведет к трудоустройству.

«С Балакишиевой в начале 2015 года нас познакомила директор салона красоты, который мы посещали - Ирина Семедянкина. Мне Ира сказала, что Балакишиева ищет в фонд бухгалтера. Мы поговорили с Алсу Харисовной, и она мне предложила эту работу. Я согласилась. Почему нет? Официально я была принята на работу в ЗСО специалистом-экспертом в бюджетный комитет и по договоренности с Балакишиевой вела бухгалтерию фонда, получая за это дополнительно к моей официальной зарплате, которая составляла 22 тыс рублей, еще 25 тыс».

Далее Жидова заявила на суде, что в партийном фонде велась двойная бухгалтерия. Одна называлась «партийной», а другая «наша». Про «нашу» бухгалтерию, по словам Жидовой, знала только она и Балакишиева. И все деньги «наших» уходили исключительно на личные нужды Алсу Балакишиевой:

«Эту схему мне объяснила Балакишиева, когда я только устроилась на работу. Вся схема была флеш-карте, которую у меня впоследствии изъяли сотрудники ФСБ,» - пояснила суду Елена Жидова.

Далее Жидова очень подробно описала схему, по которой обналичивала деньги, якобы, на личные нужды Алсу Балакишиевой. До поступления на госслужбу Елена Жидова была директором сразу трех фирм: «Афина», «Техстрой» и «Ника». Все эти организации, за исключением «Ники», действуют до сих пор. По настоянию Балакишиевой ее бухгалтер со счета фонда перечисляла деньги на счета этих фирм, после чего перекидывала средства на банковские карты, принадлежавшие либо Балакишиевой, либо самому бухгалтеру. Жидова утверждает, что в том случае, если деньги переводились на ее карты, то она снимала их и отдавала Балакишиевой.

«Мне пришлось это делать! Потому что это делать мне приказывала Алсу Харисовна».

Далее Жидова пояснила, что об «Аяксе» она узнала, когда Балакишиева приказала ей по электронной почте сбросить компании реквизиты фонда. Позже она познакомилась с представителем «Аякс» Артуром Фахрутдиновым.

«Первые деньги от «Аякса» в 1,2 млн рублей пришли на счет фонда 22 мая 2015 года. Я сразу же сообщила об этом Алсу Харисовне. На что она мне написала, что это не деньги фонда, а «наши», - заявила Жидова.

Как утверждала на суде бухгалтер Алсу Балакишиевой, работа с компанией «Аякс» была довольно плодотворной. За год организация перечислила на «благотворительность» порядка 4,5 млн рублей.

Интересно, что, занимаясь «обналичкой» целый год, бухгалтер Жидова не торопилась сообщать о преступлении в УФСБ. По мнению адвокатов Балакишиевой, проявить гражданский долг ее заставили обыски, которые прошли у нее 4 мая этого года. Об этом Жидова вспоминала неохотно.

«Да, у меня дома, на работе, в доме моих родителей прошли обыски. Речь шла о земле на улице Тимирязева, почему-то думали, что она принадлежит мне. Но потом выяснилось, что я к ней отношение не имею».

Жидова: Я очень боюсь Балакишиеву. Не известно, что будет со мной дальше...

Назвала бехгалтер и свои причины, побудившие ее «сдать» Балакишиеву:

«Как раз в это время шла неделя борьбы с коррупцией. Путин выступал. Его антикоррупционное послание меня вдохновило. Вот я и пошла в УФСБ писать заявление на Алсу Харисовну».

Интересно, что самого заявления, о котором говорит Жидова, в уголовном деле. Куда оно делось – свидетель пояснить не смогла.

Интересная деталь. В процессе судебного заседания Елена Жидова категорически опровергала, что работала под сопровождением УФСБ:

«Ни у меня, ни на мне не было никакой аппаратуры. Я не знаю, откуда эти видеозаписи появились в уголовном деле».

Также на суде Жидова заявила, что ее бывшая начальница убеждала ее помочь «развалить дело»:

«Я написала заявление об увольнении из ЗСО 23 мая, и с понедельника и на работу приходить не собиралась. Однако ужу с утра Алсу Харисовна мне стала присылать смс-сообщения, в которых просила прийти, убеждала, что ей хуже, чем мне. Я пришла на работу, зашла в ее кабинет. Сейф был опечатан. Она взяла листок бумаги формата А-4 и красной пастой написала: «Пойдем в туалет». Мы зашли в туалет, и она сала уговаривать меня подделать квиток на 500 тыс рублей. Говорила, что надо развалить это дело, тогда будет только административка. Спрашивала меня, не записываю ли я ее, и даже провела рукой мне по груди». Видеозапись в туалете также приобщена к делу.

Уже в самом конце заседания суда один из адвокатов Жидовой в очередной раз поинтересовался у нее, считает ли она себя причастной к преступлению, и зачем она участвовала в преступных действиях.

- Я не могла поступить иначе. Я очень боялась Алсу Харисовну! Кто она, и кто я! Она мне много раз говорила, что если кто-то узнает про махинации с фондом, то она меня с лица земли сотрет. Говорила, что у нее связи в правоохранительных органах. Я и сейчас ее очень боюсь. Да, я пока жива. Но неизвестно еще, что будет со мной дальше!

Александра Скворцова