Губернатор Сергей Морозов приказал уволить директора территориального фонда ОМС Владимира Смирнова, заявив, что тот "не знает ни цифр, ни тенденций". Произошло это накануне формирования бюджета ТФОМС, который раскритиковали депутаты ЗСО. 73online.ru поговорил с председателем бюджетного комитета Александром Чепухиным, чтобы разобрать каждую строчку доходов фонда (на 2020 год запланировано 16 млрд рублей). Депутат считает, что эти деньги "улетают в трубу".

- Как думаете, в сложившейся ситуации виноват Владимир Смирнов лично или всему виной сама система?

- Если выстроена определенная политика в ТФОМС и если ведомство не живет региональными проблемами, то какая разница, кто им руководит? Вопрос в целом к структуре.

- Так Смирнов будет уволен по рекомендации губернатора? Или его только с подачи федерального руководства могут снять с должности?

- Это же территориальный фонд, не федеральный. Это такая же наша структура, как и министерство. И деньги там наши. Почему-то многие заблуждаются, что он к нам не имеет никакого отношения. Рекомендации Сергей Морозов дал четкие.

- Что включает в себя бюджет ТФОМС на 2020 год?

- Я проанализировал два документа – госпрограмму здравоохранения и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования. Такое впечатление, что их готовили незнакомые друг с другом люди. Это два источника финансирования нашего здравоохранения. Министр Сергей Панченко и директор ТФОМС Владимир Смирнов должны все согласовывать между собой. Задачи отрасли и госпрограммы из этого бюджета совершенно непонятны. Деньги-то огромные! В 2020 году более 16 млрд рублей – это деньги фонда, а 11,2 млрд – областная программа развития здравоохранения.

- Откуда берутся деньги у фонда?

- Это не федеральные средства. Это тот тариф, которые они собирают с наших работодателей, так же, как и фонд соцстраха и Пенсионный фонд. Есть федеральный процент, а есть региональный. Но все равно эти деньги собраны с нашей территории. Итого 22,1 млрд рублей – это за вычетом суммы страховых взносов в системе ОМС, которая предусмотрена программой развития здравоохранения для бюджета фонда за неработающих граждан. То есть мы платим еще и за них. Но эта сумма могла бы быть меньше, если бы фонд занимался межведомственным взаимодействием по учету работающих жителей региона. Чем больше работающих, тем для региона лучше. Но их же нужно учесть! По закону, если человек хотя бы один день в году состоял в трудовых отношениях, он уже считается работающим. В этом случае мы за него не платим, за него платит федеральный ТФОМС, но этим никто не занимается, поэтому я считаю, что «профуканы» серьезные деньги.

- Вы говорили, что не могли получить цифры по застрахованному населению. Почему?

- Сейчас нужны данные, чтобы сравнить все цифры, потому что я вижу безобразное отношение к нашим запросам в фонд социального страхования, которым руководит Сергей Фролов. Я запросил у него единственную цифру – количество застрахованных в Ульяновской области. По сути, это количество работников, зарегистрированных у нас, в отчетности фонда соцстраха это все есть. Мне отправили глупый ответ, что у них этих данных нет. Я семь лет проработал в центральном аппарате этой структуры, я всю эту отчетность и цифры знаю наизусть. Зачем меня дурить? Почему они не предоставили данные, я не знаю, но до них у нас руки тоже доберутся, ведь они тоже собирают деньги с региональных работодателей. Раньше это называлось единым соцналогом. Собственно, это нагрузка на фонд оплаты труда. И если они там сидят и считают себя великими федеральными органами, то они очень ошибаются. Это наши деньги, заработанные областными предприятиями, поэтому и спрашивать мы с них будем здесь, на территории.

- Куда идут деньги ТФОМС?

- На реализацию программ медицинского страхования ТФОМС запланировал 15,4 млрд рублей. А вот приоритеты - интересные! На 3% увеличивается сумма финансирования медпомощи поликлиник, но это меньше, чем инфляция.

На 15% вырастает финансирование диспансеризации, которое и так растет каждый год. Я эффекта от этого не вижу. Вот вас хоть раз кто-то приглашал на диспансеризацию? Спросите всех своих знакомых. А деньги туда миллиардами отправляются. Зачем? Куда они дальше деваются? Непонятно. Скорее всего, оседают в руках частных медцентров. Даже те люди, кто проходил диспансеризацию, рассказывают, что процедура исключительно формальная, и дальше за собой она ничего не несет. Мы просто выбрасываем деньги в трубу! Это называется освоением. Считаю, диспансеризация должна проводиться по желанию.

В то же время стационарная помощь – районные больницы, ЦГБ, детская областная – всего 8,3% рост финансирования. По факту они получат копейки, при том что 8,3% - это средний показатель. Зато на 43% вырастает финансирование онкологической помощи, поэтому до наших больниц хрена с два что дойдет. У нас в Димитровграде открылся федеральный онкоцентр, так почему бы им не пользоваться? Зачем нам тратить на это огромные деньги? Я не вижу кардинальных улучшений. Если бы эти средства шли на стационары, они бы выполняли задачу выявления рака на ранних стадиях, а не пытались лечить запущенных больных. Все наоборот! Это такая политика ТФОМС.

Фонд про себя не забывает. 77 млн рублей в год – это его личное содержание, 100 сотрудников, машины премиум-класса, ремонты, информатизация. За то время, что я работаю в Ульяновске, еще в бытность работы в правительстве, прошло три волны сокращения чиновников! Фонд ни разу не сокращался, отмечу. Они просто едят наши деньги, все у них шикарно. Есть повод задуматься. ТФОМС – это финансовый инструмент минздрава, это министерство должно им управлять, а не наоборот.

Есть еще одна интересная статья доходов – это штрафы.

- Откуда?

- Обдирание наших больниц. Вместо того, чтобы помогать, учить людей работать, вникать в проблемы, они сидят и точки с запятыми вычитывают, ошибки выискивают. Это то, о чем не так давно говорил депутат Юрий Супоня, я с ним абсолютно согласен. ТФОМС планирует в своем бюджете содрать 164 млн рублей с наших и без того бедных-несчастных больниц.

- А куда же их направят?

- Да на диспансеризацию, видимо. А что дальше – кто его знает. Там и страховые компании, которым тоже свой процент надо отрабатывать. Целый спрут! Что касается тарифов, о которых Смирнов постоянно говорит, что они установлены федералами, и ни вправо, ни влево двигаться нельзя… Да ничего подобного. №323-ФЗ об основах охраны здоровья, №326-ФЗ о обязательном медицинском страховании, федеральная программа об ОМС – нигде не говорится о том, что эти тарифы обязательны к исполнению. Они носят рекомендательный характер, вот и весь ответ. То, что было сказано руководителем ТФОМС – это сказки.

Почему ЦГБ постоянно в долгах? У них, конечно, есть своя внутренняя кухня по тарифам. Если операция на аппендицит по одному тарифу стоит условно 1000 рублей, то по другому – уже 1500 рублей. То есть фактически у них внутри происходит торг, почему-то одному учреждению за хирургическое вмешательство платят одну сумму, а другому за эти же услуги – меньше. Федералы рекомендуют, но этой тарификации не обязательно придерживаться.

Здорово, что на 2020 год запланировано купить 31 мобильный фельдшерско-акушерский пункт. Но только у них не запланировано ни ставок водительских, ни лекарств, ни средств на обслуживание. Они что, сами будут летать по селам? Без врачей и медикаментов?

Ну и, конечно, лекарственное обеспечение. Они сегодня индикаторы ставят по обеспечению 95%, но это неправда. До 2025 года ТФОМС ставит 97%, а по абсолютным показателям, по суммам планируется снижение. Но у меня вопрос: а до 2025 года 3% населения мы намеренно не будем обеспечивать лекарствами? Это нормально так планировать? Они что, умереть должны? А почему сумма меньше? Лекарства подешевеют? Конечно, мы все так и поверили.

- Почему руководитель ТФОМС не признает действительность?

- Такое ощущение, что Смирнов сам до конца не владеет всей ситуацией, что там внутри его бюджета и структуры происходит. Был же простой вопрос: сколько из застрахованных, которые выпали за последние два года, работают и не работают? Мне нужна была одна цифра, но руководитель фонда даже этого не знает. Я боюсь, что, может быть, моя аналитическая записка ему тоже нужна для знакомства.

- Ходят слухи, что руководители медучреждений не могут найти общий язык с министерством здравоохранения. Это правда?

- Я тоже слышу от главврачей, что очень сложно найти контакт с минздравом для обсуждения финансовых проблем. Учреждения фактически брошены – ТФОМС они не нужны, а министерство не успевает. Депутаты неспроста задают Смирнову вопрос: когда он в последний раз был в районных больницах? Он отвечает, что полтора года назад. Это ненормально, их нужно все объезжать каждый квартал, садиться с экономистом и главврачом, чтобы смотреть бюджет и все дыры. Фонд держит нас за дураков, слышно один ответ – нормативные койки во всем виноваты! Да хрена с два! Если бы все деньги не сливались на диспансеризацию… Причем тут сверхнормативные койки вообще? Это проблема выеденного яйца не стоит. Дурят народ, пользуясь тем, что глубоко никто не вникает. Какой дурак полезет в эти дебри? Я занимаюсь этим исключительно из спортивного интереса, справедливость должна быть. Как депутаты могут без разбора отваливать многомиллиардные суммы, а в итоге получается везде задница? Нельзя так работать.

- Можно конкретнее? С какими больницами не идут на контакт?

- Например, с ЦГБ. Я главврача Илью Мидленко лет 10 знаю, хозяйственный мужик. У него минимальные годовые расходы, от которых он уйти не может, - 1,2 млрд рублей в год, а ему только 900 млн на 2019 год кинули, зная о его потребностях, но этих денег на зарплаты медработникам не хватит. Это же уголовная ответственность! Обсуждать с ним это никто не собирается, бюджет больницы никто не смотрел, в минздраве трубки от него не берут, на письма не отвечают. Делай, что хочешь, на вот тебе 900 млн и до свидания! Мидленко отправил шесть обращений в ТФОМС и в министерство, на которые был только один ответ – Смирнов сказал, что у ЦГБ есть учредитель, вот туда и надо обращаться. Можно подумать, что главврач до этого не знал сего факта, что у него есть учредитель. Помогли, открыли глаза. Сплошной формализм.

- Кроме того, часть средств ТФОМС уходит и в бюджеты других регионов. Почему?

- Да, более того, 192 млн рублей из бюджета ТФОМС в 2020 году уйдет к соседям. Например, в Пензу, куда ульяновцы едут получать медицинскую помощь. Нашему сердечно-сосудистому центру в областной больнице не могут выделить 30 млн рублей на то, чтобы операции проводились. То есть сначала потратили огромные деньги на закупку нового оборудования, презентовали его, но денег его использовать у фонда нет. Об этом открыто говорит заведующий этого центра Александр Юдин. Некоторые решили, что на фонд кто-то напал, но это не так. Вот она - аналитика. Я к этому спокойно относиться не могу.

Дарья Косаринова