Гостем информационного портала «Ульяновск online» на этой неделе был руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов. Сегодня Геннадий Степанович отвечает на вопросы наших читателей.

Вопрос: В Законе «О рекламе» нет четкого понятия о том, что можно считать вывеской, а что рекламой. В чем их отличия? Как на практике в рамках указанного Закона в вашем ведомстве отличают рекламные щиты от вывесок и указателей? Есть ли акты, дающие исчерпывающие определения указанным видам информационных носителей?

Ответ: Действительно, на сегодняшний день достаточно сложно провести четкую грань между вывеской и рекламой. И связано это в первую очередь с определенными проблемами в правовом регулировании. Каждая организация имеет право на вывеску. Она её размещает в месте своего расположения. При этом вывеска рекламой не является. Требования, предъявляемые к вывеске, установлены Законом «О защите прав потребителей».
При решении вопроса о разграничении информации – вывеска или реклама – принимается во внимание целевое значение и обстоятельство размещения такой информации на здании. Однако если целевым назначением сведений о наименовании организации и в виде её деятельности не является информирование о месте нахождении организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Вопрос: Как вы считаете, введение электронных торгов с нового года снизит уровень коррупции? Не повредит ли это ульяновским производителям, поскольку им будет трудно пробиться на этот рынок.

Ответ: Что касается введения с нового года электронных торгов, считаю, что он в значительной степени снизит уровень коррупции. Более того, практика показывает значительную экономию бюджетных средств при проведении электронных торгов по сравнению с обычными. Если в 2009 году на конкурсах в Ульяновской области экономия бюджетных средств составила 3%, то на электронных торгах – 10%.
Трудности будут для всех участников электронных торгов. Во многих организациях просто нет компетентных специалистов в области информатики и компьютеров. В большей степени это касается индивидуальных предпринимателей и частных предпринимателей. Но эти трудности преодолимы. Главная наша задача состоит не в максимальном сборе штрафных санкций, а в предотвращении нарушений федеральных законов, за реализацию которых мы несем ответственность.

Вопрос:
Сколько денег собрал в прошлом году Ульяновский УФАС от штрафов, и в какой бюджет они уходят?

Ответ: За различные нарушения в 2009 году мы наложили свыше 140 млн. руб. штрафов. Из них за нарушение рекламного законодательства перечислено 1 487 581, 32 руб. (из них 60% ушло в областной бюджет, 40% - в федеральный бюджет );
- за нарушение Закона о защите конкуренции – 987 298,05 руб.;
- за нарушение законодательства о размещении заказов – 3 597 786,15 руб. (наказания за нарушения указанного законодательства несут должностные лица разных уровней власти и, соответственно, поступления обеспечиваются в бюджеты различных уровней).
Но нужно еще учитывать факт, что многие дела до сих пор находятся в судах. Каждый год сумма штрафов увеличивается, но нарушений меньше не становится.

Вопрос:
Геннадий Степанович, какое самое громкое дело из своей практики можете рассказать. Последнее время ваша служба один за другим накладывает штрафы на бывшего мэра Ульяновска. Он их оплачивает? Из собственного кармана?
Были ли случаи, когда кто-то из органов власти просили вас замять дело. И вообще часто ли к вам с такими просьбами обращаются? Вам давали взятку?


Ответ: По каждому направлению деятельности через Ульяновское УФАС прошло немало интересных дел. К примеру, мы доказали вину и выиграли у ОАО «Сбербанк России» в г.Москве по штрафным санкциям свыше 5,0 млн. руб. Вернули в исходное состояние сделку ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» на сумму свыше 2 млн. долларов. Добились от ООО «Ульяновскрегионгаз» перерасчета в соответствии с тарифами, утвержденными для населения для всех управляющих организаций многоквартирных домов с автономными «крышными» котельными. Среди других дел – приостановление конкурсов, которые проводились с нарушениями на сумму свыше 500,0 млн.руб.
В 2009 г. в области контроля над закупками все 110 предписаний Ульяновского УФАС России были исполнены федеральными и региональными органами власти, муниципалитетами. В прошлом году мы наложили штрафные санкции на нескольких глав администраций районов, на министров, а не только на бывшего мэра Ульяновска. Все чиновники должны оплачивать штрафы из собственного кармана.
Ульяновское УФАС никогда не заминало дела. Конечно, были обращения руководителей ряда органов власти минимизировать в рамках закона штрафные санкции или увеличить сроки для исполнения наших предписаний и постановлений. Мы нередко соглашаемся с этими просьбами, но лишь в том случае, если они обоснованны.
Что касается взяток, то мне их не давали, потому что я их не беру. Правда, в 2006-2007 гг. были попытки через третьих лиц прощупать мою позицию по этому вопросу. Руководители правоохранительных органов тогда были в курсе.


Вопрос: Геннадий Степанович, комитет по муниципальным закупкам мэрии постоянно «попадает» на штрафы. А департамент госзакупок области - нет. Они что, работают по разным принципам?

Ответ: В 2006-2007 гг. департамент госзакупок области попадал намного больше на штрафы, чем городской комитет. Считаю, что там профессионалов больше на сегодняшний день. Во-вторых, жалоб на городской комитет на порядок больше. Возможно, смена руководства в мэрии в целом, и в управлении по размещению заказов в частности, исправит данную ситуацию.

Вопрос: Геннадий Степанович, вопрос, как говорится, о насущном: засуха, неурожаи - все это приведет к дефициту зерна. Ну, не верю я чиновникам, которые с пеной у рта доказывают обратное. Сам в сельском хозяйстве работал. Так вот, дефицит этот проявится на полках в магазинах не раньше, чем в конце года - пока есть еще запасы. Вы выйдете на рынок продовольственных товаров с проверками? Что будете делать с теми, кто завышает цены?

Ответ: Придерживаюсь точки зрения, что некоторое повышение цен на продукты питания будет. Это вызвано частично неурожаем, но в большей степени – повышенным спросом населения (запастись на всякий случай) и поведением розничных сетей и магазинов с целью заработать на возникшим спросе.
Проверить все магазины области силами пяти сотрудников отдела по контролю за товарными рынками? Нереально… Наша задача - выявить сговор между продавцами и в этом нам могут оказать помощь жители области. Но в то же время всем следует осознать, что как на розничном, так и на оптовым рынках продовольственных товаров у нас в области монополистов нет. Ульяновское УФАС России по заданию ФАС России будет проверять рынки обращения продовольственных товаров, как розничные, так и оптовые.

Вопрос: «Волгателеком» - сил с ними нет! Мало того, что эти монополисты СТС купили, так они еще и справки платными сделали! Куда обращаться, к вам, в прокуратуру? Где вообще справедливость?

Ответ: Ульяновское УФАС России в настоящее время рассматривается заявлении гражданина, поступившее в управление (по вопросу платных услуг).

Вопрос:
Говорят, что сейчас на Смартс идет рейдерская атака. Вы ничего не знаете по этому поводу?

Ответ: По вопросу рейдерской атаки на Смартс управление информацией не обладает.

Вопрос: Геннадий Степанович, есть такой предприниматель Пономарев. Он является учредителем СМУ-13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, фирмы «Трансформер» и прочих. Это, пожалуй, самый активный участник различных аукционов и торгов. К примеру, «Организация ЕГЭ в Ульяновской области», организация информационной деятельности бывшего мэра в Ульяновске, разработка бренда Ульяновской области и прочее. При этом, известно, что все эти фирмы – «липовые». И много у нас таких на все руки мастеров?

Ответ: Конституцией Российской Федерации гарантирована свобода граждан, в том числе, свобода предпринимательской деятельности. Насколько мне известно, такие жалобы на него были. Много проблем и у заказчиков, которые совершают ошибки, не защищаются от фирм, не выполняющих госконтракты, всеми легальными методами и способами.
Кроме того, напомню, СМУ-18 мы уже вносили в Реестр недобросовестных поставщиков. Если у Вас есть документы или какие-либо материалы, свидетельствующие о нарушении данным предпринимателем действующего законодательства – Вы всегда можете обратиться и к нам, и в органы прокуратуры.

Вопрос: Добрый день, Геннадий Степанович. Вот такой вопрос - почему в УФАС по Ульяновской области отсутствует консультационная служба? ФЗ «О рекламе» не дает ответы на все вопросы, возникающие на практике, кроме того, у ФАС есть своя неофициальная точка зрения по оформлению рекламы, которой придерживаются должностные лица при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области рекламы. Получается, что при возникновении вопросов по конкретным ситуациям некуда даже обратиться-проконсультироваться, приходиться нарабатывать опыт общения с ФАС через штрафы.

Ответ: Ульяновское УФАС России является органом, осуществляющим контрольные и надзорные функции, в том числе в сфере рекламной деятельности. Нормативные акты, регламентирующие деятельность ФАС России и ее территориальных органов, не предусматривают функции по консультированию в части применения рекламного законодательства, а также создание подобной консультационной службы. Непосредственно вопросами контроля законодательства о рекламе в Ульяновском УФАС России занимаются всего 2 сотрудника, они физически не в состоянии консультировать такое большое число рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей Ульяновской области.
Федеральный закон «О рекламе» содержит вполне понятные и простые требования к рекламе, закон нужно читать внимательно и целиком. Материалы по вопросам применения тех или норм рекламного законодательства публикуются на сайте ФАС России и ее территориальных органов, многое можно почерпнуть из новостных сообщений на сайтах антимонопольных органов. На мой взгляд, абсолютное большинство фактов распространения ненадлежащей рекламы связано не с неясностью толкования отдельных норм Федерального закона «О рекламе», рекламное законодательство зачастую нарушается преднамеренно, «рекламисты» пытаются придать объекту рекламирования те положительные качества, которых у него просто нет. Иногда нарушение законодательства о рекламе - следствие элементарного нежелания изучить Федеральный закон «О рекламе».

Вопрос: Скажите, а вы чаще ловите нарушителей по чьим-то наводкам или во время плановых проверок? Если у меня есть информация, которая будет вам интересна, кому ее сообщить? И еще один вопрос. Кого вы уже оштрафовали за повышения цен на зерно?

Ответ: Чаще всего мы наказываем нарушителей по итогам рассмотрения заявлений и жалоб. Сообщить информацию можно по факсу 41-32-04. Никого.
В настоящее время идет проверка по росту цен на продукты питания, а не на зерно.


Справка «Ульяновск online»:
Спирчагов Геннадий Степанович
Руководитель Ульяновского УФАС России.

Родился 7 апреля 1964 года в республике Татарстан. Имеет два высших образования (историческое, экономическое). Автор научных статей, монографий по истории и экономике России.
80-е гг. – Учеба в Казанском государственном университете и служба на одном из боевых кораблей Тихоокеанского флота
1989 – 1991 гг. – Преподаватель и секретарь комитета ВЛКСМ Казанского государственного университета (член ЦК ВЛКСМ)
1991 – 1997 гг. – Председатель правления Республиканского фонда “Интеллект ХХ1 века” (г. Казань)
1997 – 1999 гг. – директор агрофирмы, заместитель директора АО "Гостиничный комплекс “Татарстан”
1999 – 2001 гг. – Директор Фонда финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан (Министерство финансов РТ)
2001 – 2004 гг. – заместитель межрегионального территориального органа ФСФО России в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород)
2004 г. – Руководитель Ульяновского УФАС
– Государственный советник Российской Федерации 3 класса
Награды, достижения: медали «В память 1000–летия Казани», «200 лет МВД России». Почётная грамота ФАС России ( 2006 г .). Имеет Благодарственное письмо Полномочного представителя Президента РФ В Приволжском федеральном округе (2007 г).