«Финишная прямая депутатов» Законодательного собрания Ульяновской области продолжается. 73онлайн предлагает народным избранникам подвести итоги законотворчества в пятом созыве и рассказать о планах на будущее. Слово предоставлено одномандатникам и на очереди - зампред комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Сергей Глебов.

Его можно смело назвать главным «плохишом» ульяновской политики – с его именем связаны громкие скандалы, о которых много писали в СМИ и судачила общественность. Видимо, в силу молодости – старшие коллеги уже пожили, прожили, да успокоились, а он весь как из песни Лепса – молодой, кровь кипит, тело смелое. Новое поколение, иная формация, которым свойственно свое представление о взаимосвязи достигаемых целей и используемых средств. История Глебова отчетливо демонстрирует, что политик должен быть готов к пристальному вниманию к его личной жизни и к тому, что на возникшие у общества вопросы нельзя отвечать молчанием. И он же стал примером одного из основополагающих принципов успешной политической карьеры: «Политик это не тот, кто не попадает в передряги, а тот, кто умеет из них выкручиваться».

Жесткие кризисы, неоднократно настигавшие Сергея Николаевича, иного бы потопили без возможности проведения искусственного дыхания, а он не сдавался. Если нужно, стоял на своем до конца, как в случае с сомнительным дипломом. Или чистосердечно винился, как после душераздирающего происшествия в одном из местных ресторанов.

Стоп-кадр со знаменитой видеозаписи скандала в "Шипре"

И ведь выживал там, где другие не выжили бы. Как будто у него не одна жизнь, а целых семь. Фортуна любит смелых и отчаянных, наверное, поэтому Глебову иногда очень сильно везло. Когда в 2008 году он, 30-летний и мало кому известный молодой человек, решил перебраться из городской думы в ЗСО, против него выставил свою кандидатуру Матвей Володарский, еще не успевший к тому времени растерять свою популярность. Оппозиционер действовал по всем политтехнологическим правилам, подобно матерому волку выбрал самого слабого, на его взгляд, противника и начал охоту. Увы, мы никогда не узнаем, кто бы победил в очном столкновении – волк угодил в капкан. То есть был снят с предвыборной гонки избирательной комиссией, а Глебов очень легко победил остальных оппонентов и надолго закрепился в высшей лиге. И выбывать из нее, судя по всему, не намерен.

Несмотря на относительную молодость и вполне объяснимую непубличность, Глебова небезосновательно считают одним из самых влиятельных областных парламентариев. Политический вес ему обеспечивает так называемое «мусорное лобби» - региональные бизнес-структуры, завязанные на сборе и переработке ТБО. Сегодня это крупные предприятия которые работают круглосуточно 24 часа и 365 дней в году, уровень конкуренции предельно высок, как и уровень претензий со стороны клиентов, многочисленных проверяющих органов и исполнительной власти. Тем более, и тема долгоиграющая есть, будто бы специально для них придуманная – экология и защита окружающей среды.

Ах, как мирно, благозвучно и общественно полезно звучит! Глебов и сам вполне себе игрок на этом поле – является единственным учредителем ООО «Приор» с соответствующим профилем, а в ЗСО так и вовсе один из главных по данному вопросу - заместитель председателя комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды.

Но чтобы в очередной раз взять выборную планку, нужно на время забыть о хитрых политических интригах и ключевых пунктах в законопроектах – нужно подвести баланс между данными в прошлый раз обещаниями и реализованными проектами. Показав тем самым, что депутатство – это еще и реальная польза людям, которая иногда случается.

- Ваши основные достижения за эти четыре года?

- Считаю, что строительство ФОК «Фаворит» на улице Шоферов около школы №41, как показатель правильного взаимодействия депутатов, исполнительной власти и, конечно, населения. Сам занимаюсь спортом, поэтому очень рад, что такая возможность появилась у жителей Нижней Террасы. Раньше этот район был обделен вниманием властей, но в последние два года нам удалось переломить это отношение и, заручившись поддержкой Сергея Морозова, привлечь на Нижнюю и Верхнюю Террасы и бюджетные средства, и инвесторов. Вот это, пожалуй, мое главное достижение как депутата: мой избирательный округ перестали воспринимать как нечто депрессивное, где строить ничего не надо и куда вкладывать силы/средства бесполезно. Остальные результаты как-то не очень уместно называть громким словом «достижения». Когда его слышишь, сразу представляешь что-то грандиозное. Наверное, только в Москве у депутатов что ни день, то достижения, с их-то бюджетом. Основной фронт ульяновских народных избранников – это точечная работа с очень локальными проблемами. Коммуналка, благоустройство, помощь оказавшимся в трудной ситуации, консультации… Вроде бы не масштабные задачи, но когда суммируешь все вместе – не стыдно. Помог тем, чем мог и там, где это нужно – чем не достижение?

- Ваша главная неудача за четыре года?

- Самое обидное для меня, как заместителя председателя комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды, что это неудачи как раз по линии охраны окружающей среды и экологии. Со скрипом у нас это дело идет, надо признать. Многие задачи, поставленные федеральным законодательством, мы в Ульяновской области просто не смогли выполнить. Причем нельзя ведь сказать, что мы плохо работаем на фоне остальной России. Нет, чаще всего первыми улавливаем федеральные тренды, например, первыми разработали и приняли территориальную схему утилизации отходов. Но разве несанкционированных свалок стало меньше? Получается печальный парадокс. В этом созыве заксобрания у нас как никогда много депутатов, всерьез переживающих за экологию. В стране президентом объявлен Год экологии. Казалось бы… Но именно в области экологии у нас как раз меньше всего успехов.

- Причина?

- Причина в том, что общество у нас пока еще очень несерьезно относится к экологическим вопросам. Взять те же свалки – это не депутаты и не чиновники их создают, правда ведь? А люди, которым лень пройти 50 метров до контейнера. Или которые считают, что не обязаны платить за вывоз мусора. Неэкологичное поведение пока не стало в нашем обществе неприемлемым и порицаемым. Что делать – ужесточать наказание? Допустим, но как поймать за руку каждого, кто гадит? Никаких участковых не хватит. Давайте посмотрим на развитые страны: там экологические идеи настолько популярны, что многочисленные партии «Зеленых» проходят во власть только за счет них. И там за вандалами и неряхами не полиция гоняется – их выводят на чистую воду их же соседи.

- Что делать?

- Развивать чувства ответственности и общности. Через PR-кампании, через создание и поддержку ТОСов, ТСЖ и тому подобных объединений собственников. Не только это, конечно. Но это во-первых

- Какие предвыборные обещания удалось выполнить, а какие нет?

- Напомню, что не обещал избирателям чего-то глобального, но зато чуть ли не в каждом дворе собрал «пакет наказов»: здесь лавочки поставить, там урны, тут въезд во двор отремонтировать, там наоборот шлагбаум поставить. И все четыре года эти наказы последовательно выполнял, где-то как депутат, где-то как бизнесмен, который имеет возможность просто подогнать свою технику да подравнять дорогу за свой счет. Естественно, эти «маленькие дела» все и не помню, их же сотни были. Так что заранее каюсь, если что-то упустил из виду. Приходите ко мне в приемную в той же 41-й школе, у нас общая приёмная с Игорем Булановым и смело говорите: «Глебов, помнишь, ты обещал? А не выполнил!». До выборов еще почти год, так что время наверстать упущенное есть. Но одно обещание, которое сдержать пока не смог, помню хорошо. Это восстановление освещения улицы Врача Михайлова на Верхней Террасе. Большая такая улица, серьезная районная магистраль, а освещение там… Вечером даже мне, здоровому мужику, ходить страшно. И до сих пор не получается продавить. И с районными властями общался, и с горадминистрацией, чего мне только не обещали, какие только сроки не называли, а результата ноль. Впрочем, давайте спешить не будем. Как уже сказал, депутатский срок еще не вышел, про Врача Михайлова не забыл, и, надеюсь, что все-таки это дело дожму.

- Вы планируете продолжить работу депутатом?

- Планирую. Но тут все не только от меня зависит. Сначала будет предварительное голосование – жители округа должны сказать, доверят ли они мне выдвигаться от партии. Если да, то слово за избирателями.

- Ваш самый резонансный законопроект?

Поддержу коллегу Ваганова и расскажу о резонансном законопроекте, который законом так и не стал. Естественно, проект на мою любимую экологическую тематику. Идея была такая: разработать критерии негативного воздействия на окружающую среду, продумать систему штрафов за это, а потом собирать их с ульяновских предприятий в специальный «Экологический Фонд», средства которого тратились бы только на улучшение окружающей среды: очистку родников, строительство очистных сооружений. Идея логичная, согласны? Если ты вредишь нашей общей экологии, то ты ее за свой счет будь добр и восстанавливай. Однако оказалось, что идея такого Фонда противоречит требованиям федерального законодательства: все собранные регионами средства должны поступать не в фонды, а в консолидированный бюджет, а уж из него распределяться по потребностям. К счастью, у нас очень адекватная исполнительная власть в регионе. Губернатор Морозов проектом заинтересовался, в правительстве его обдумали и разработали программный принцип, по которому штрафы и плата за негативное воздействие хоть и поступают в бюджет, но из него могут направляться только на защиту окружающей среды и ни на что больше. Так мы и федеральное законодательство не нарушили, и здравую идею практически воплотили… Правда, остался без своего самого резонансного закона и глобальных достижений (улыбается).

- Экология для вас – бизнес или идеология?

- Кто сказал, что нужно выбирать? У успешного бизнеса всегда есть сильная идеология. У Apple – «Мы делаем лучшие вещи для лучших людей» (это моя личная формулировка), у Газпрома – «Национальное достояние». У бизнеса, связанного с утилизацией отходов, очень сильная и красивая идеология – «Мы делаем мир чище». В свою очередь, любая сильная идеология рано или поздно становится бизнесом – в том смысле, что начинает иметь финансово-хозяйственную деятельность, нуждаться в деньгах для роста и распространения. Возьмите любую религиозную организацию – в ней тоже есть бизнес-элемент. И это нормально. Когда приходил в этот бизнес, то, конечно, думал только о том, как заработать. Но реальный труд и приобретаемый опыт все расставляет на свои места. Не проникнувшись правильной идеологией, не будешь успешным бизнесменом. В депутатской деятельности работает тот же принцип, только наоборот. Можно быть на 200% идеализированным, но если нет реального конструктивного диалога с профильными деловыми структурами, идеи так и останутся идеями.