Еженедельная рубрика об ульяновских депутатах Заксобрания на финишной прямой парламентского срока набирает обороты. Представляем: Виктор Антипов, председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды.
В местном политическом поле генеральный директор ОАО "Ульяновсквнешторгресурс" Виктор Антипов появился в 2000 году. И сразу – в высокой должности заместителя губернатора Юрия Горячева. У Антипова, как у Сергея Довлатова, сказалась характерная черта биографии - умение поспевать лишь к шапочному разбору. Замом Горячева он стал в год, когда тот потерял власть. В такие роковые минуты каждое действие намертво впечатывается в биографию, а варианты и поступить красиво, и себя не подставить снижаются до минимума.
Если верить сыну первого ульяновского губернатора Олегу Горячеву, вице-губернатор ушел некрасиво, когда вопреки всем договоренностям против «Фролыча» на выборы выставил свою кандидатуру друг Антипова Сергей Рябухин. Человек «из самого сердца команды», по словам Горячева-младшего, «ушел под пустым предлогом, демонстрируя позицию клерка - спрятаться».
В политически застоявшуюся область ураганом ворвался свежий ветер – генерал Шаманов, который начисто снес на выборах и Горячева, и Рябухина, и прочую местную политэлиту. Такого варианта развития событий Виктор Антипов не предвидел. Что было делать поставившему сразу на двух «не тех» лошадок?
Антипов просто убежал из региона, возглавив Торговый дом "Саратовстройстекло", и старался не появляться в области до 2005 года, когда на выборах победил Сергей Морозов. Тогда Антипов вернулся, возглавил ОАО «Кварц», предприятие по добыче стекольного песка на Ташлинском месторождении, и наладил отношения с новой местной властью. От губернатора Сергея Морозова он получил несколько грамот, как руководитель одного из самых успешных предприятий Сенгилеевского района.
После этого решил, что можно пойти во власть на второй круг. Теперь – в ее законодательную ветвь.
Ближайшего конкурента на выборах 2013 года, Галину Скрипову, Антипов просто сокрушил: 13988 голосов против 2430. В Заксобрании сразу возглавил аграрный комитет и что интересно, на первом же заседании разразился громкий скандал. Хозяин Баратаевского полигона Сергей Глебов выступил против включения в комитет по сельскому хозяйству коммуниста Айрата Гибатдинова. Фракция КПРФ немедленно обиделась и начала надрывно «рамсить» с коллегами-законодателями, но Антипов, уже назначенный председателем, умудрился в этом скандале не поучаствовать.
Стратегии, отработанной на первом заседании, он постарался придерживаться весь срок своего депутатства. Виктор Антипов умудрился пройти все четыре года, не впутавшись ни в один скандал, ни разу не поругавшись с коллегами и даже не дав СМИ ни одного громкого интервью. У него даже налоговая декларация оказалась какой-то серой: 2,3 миллиона рублей дохода (средний депутатский уровень), три земельных участка и гараж, в котором стоит Audi Q5 (стандартный выбор чиновника-депутата средней руки). Ни восхититься, ни возмутиться нечем.
Стратегия дала сбой только однажды – минувшим летом, когда начался долгоиграющий спектакль с возможным строительством в Тереньгульском районе китайского цементного завода. Виктор Антипов по привычке не стал ничего комментировать, свою позицию не обозначил, заявлений не делал, в акциях не участвовал. Но ему не повезло привлечь внимание нашего портала: статья «Молчание ягнят» наделала немало шума в кулуарах Заксобрания и, очевидно, сподвигла старших товарищей Антипова по «Единой России» задать ему серьезный вопрос: «Виктор Петрович, а ты вообще как, за нас или против?»
Ответ Антипов дал публично, поддержав идею строительство завода «АнхойКонч», а сегодня даст ответы на другие важные вопросы.
- Ваши основные достижения за эти четыре года
Таких достижений несколько. Выделю одно из важнейших – закон о 5% банковском кредите для аграриев. Он разработан нашим комитетом, поддержан Законодательным собранием Ульяновской области, затем губернатором Морозовым и региональным правительством, потом мы разослали законопроект коллегам в другие регионы, и нас поддержала почти половина субъектов федерации. Закон был направлен в Госдуму и принят на федеральном уровне. Чтобы стала понятна его важность, могу напомнить, что прежде банки давали кредиты сельхозпроизводителям и под 20% годовых.
- Ваша главная неудача за четыре года.
На самом деле нерешенных проблем, конечно, хватает. Но выделю одну, которая задевает меня больше, чем другие - ни мне, ни нашему комитету не удалось добиться роста ульяновского птицеводства. «Симбирскбройлер» - банкрот, Большеключищинская фабрика – банкрот, Кузоватовский элеватор – банкрот. Одна из основных причин, зачем шел в депутаты - решить эту проблему. Но, должен признать, получается пока слабо.
- Какие предвыборные обещания Вам удалось выполнить, а какие нет.
Моя особая гордость – выполненный наказ совета ветеранов Тереньгульского района, в котором четыре Героя Советского Союза и три полных кавалера ордена Славы, а вот достойного памятника в их честь за все эти годы так воздвигнуто и не было. Подключил знакомых предпринимателей, лесников, охотников, сообща мы насобирали 450 тысяч рублей. На эти деньги открыли в центре Тереньги на площади Победы памятные знаки из красного мрамора о каждом из героев.
- Вы планируете продолжить работу депутатом?
Я не то, чтобы планирую, а скорее жду, что будет. Мне ведь уже 62 года, горячего желания активной деятельности уже нет, можно и на даче огурцы поливать, тоже дело неплохое. Решил для себя так: если избиратели сами предложат пойти на новый депутатский срок – пойду, если нет – выдвигаться не стану.
- Ваш самый резонансный законопроект?
Этот закон получил серьезный резонанс на уровне не столько области (здесь он прошел почти незамеченным прессой и публикой), сколько всей России. Речь идет о законе о соцпитании. Как вы знаете, все госзакупки регулируются 44-м федеральным законом, по которому любой тендер автоматически выигрывает фирма, которая предложила самую низкую цену. Но в итоге получается, что мы экономим на детях, выбираем для них то, что подешевле? Вы знаете, что сейчас область замешана в некоем «картельном сговоре». ФАС уличила ульяновских операторов соцпитания в том, что на торгах суммы контракта не снижаются. А что, собственно, преступного в том, что люди хотят обеспечивать больницы, детсады и школы качественным питанием, а не дешевкой? Мне показалось, что 44-й ФЗ неприменим в отношении соцпитания. Коллеги из комитета мое мнение поддержали, потом его поддержали депутаты Заксобрания, а следом – Государственная дума. Закон о соцпитании планируется принять на уровне Российской Федерации. И это очень позитивный момент.
Объясню на примере одного случая. Год или два назад я выступал с трибуны Госдумы, предлагал в 10 раз увеличить штрафы за несанкционированный сброс мусора. По нынешним нормам получается смешно: штраф для директора предприятия составляет 5 тысяч рублей, для юрлица – 50 тысяч рублей, а я, как многолетний директор ООО «Кварц», точно знаю – 55 тысяч рублей штрафа это в любом случае едва ли не вдвое дешевле, чем отвезти и сбросить мусор на Баратаевском полигоне. И вот на трибуну поднимается депутат Госдумы, начинает убеждать коллег принять мое предложение. Среди аргументов она говорит фразу, которая меня потрясла до глубины души: «Мы принимаем всего 2% законопроектов, внесенных региональными депутатами». 2%, понимаете?! У нас больше 80 регионов, в каждом свое представительное собрание, 30-50 неглупых людей с определенным жизненным опытом, за год каждый из них выдвигает минимум 5-10 интересных законодательных инициатив, но ведь у нас вертикаль власти, большинство важнейших вопрос решаются в Москве… а там стена. Им просто неинтересны наши предложения. И какой тогда смысл во всей этой системе, если обратная связь снизу-вверх наглухо заблокирована? Признаюсь, тогда уезжал из Москвы в ужасном настроении. И только после рассмотрения Госдумой нашего закона о соцпитании пришел в себя: значит, можно эту стену продавить! Потом сел, посмотрел документы, скалькулировал и понял, что с новым созывом Думы отношение к региональным инициативам разительно изменилось. К ним прислушиваются, их берут в работу, теперь в Москве принимают на 2, а 20% региональных инициатив. И это отлично, теперь можно много наболевших вопросов решить!
Ждем ваших оценок депутатской деятельности нашего героя в комментариях.