Ульяновская область вошла в число 16 субъектов федерации, в которых планируется реализовать пилотный проект по переводу всех детских садов и школ из муниципального подчинения на региональный уровень. Чего ждать от масштабной реформы учителям, ученикам, а также их родителям?
Всех - под стандарт!
Министр образования РФ Ольга Васильева объяснила необходимость перевода образовательных учреждений в региональное подчинение тем, что сейчас школы и детские сады находятся вне государственной опеки и не подчиняются ни федеральному ведомству, ни региональному правительству. Такая ситуация мешает выстроить единую систему образования с едиными стандартами. При этом, каждый имеет конституционное право на получение качественного базового образования, независимо от того, в каком регионе живет. Перевод в региональное подчинение должен сделать систему образования в России стандартизированной, чтобы образовательные программы в разных регионах стали максимально схожи.
Планируется, что участниками пилотного проекта по реорганизации системы подчинения школ и детских садов станут 16 регионов, в том числе, Ульяновская область, в которой сейчас действует 395 муниципальных школ и 286 детских садов.
Заявлено, что процесс перехода из муниципального в региональное подчинение начнется уже в 2018 году. Первыми под опеку областного правительства переведут школы и детские сады Ульяновска. Затем, в 2019 году – в реформу войдут учреждения Димитровграда и нескольких районов области (раньше сообщалось, что их будет семь, но, как выяснилось, география и количество пока не определены). В 2020 реформа должна завершиться полным переводом школ и детских садов в областное подчинение. Правда озвученный «график» пока "предварительный", могут быть корректировки.
По мнению опрошенных 73онлайн экспертов, процесс будет крайне сложным с финансовой, юридической и организационной точки зрения. Властям предстоит просчитать и перекроить региональный и муниципальные бюджеты, разобраться с кадровым вопросом, решив дальнейшую карьерную судьбу работников муниципальных управлений и отделов образования, решить юридические вопросы с переименованием и переоформлением юридических лиц (все учреждения сменят форму собственности с муниципальной на областную), сменой собственников зданий и участков, на которых они размещаются, материальной базой школ и детских садов.
Как будут решаться эти проблемы пока не известно. В региональном министерстве образования пояснили, что эти вопросы еще прорабатываются. Четкий план реорганизации сформируют только к концу года. Сейчас тему изучают экономисты, которые делают тщательные расчёты по каждому муниципальному образованию. Особое внимание - мнению общественности, педагогических работников и руководителей муниципалитетов.
Одобряют, но опасаются
Директор гимназии №33 Николай Прокофьев:
- Идея любого укрупнения имеет положительные стороны. Чем ближе учреждение к центральной власти, тем меньше промежуточной бюрократической волокиты и больше времени на основную работу - с детьми и учителями. Возможно, с нас упадет часть нагрузки, связанной с бумажной работой. Поэтому саму идею перевода школ на региональный уровень оцениваю положительно. Но это предварительно. Чтобы высказаться предметнее, необходимо знать условия, на которых он пройдет.
Руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин:
- Безусловно реформа повысит качество образования и материального обеспечения школ. Большинство муниципальных образований просто не имеют финансовых ресурсов для должного обеспечения образовательных учреждений - дырявые бюджеты и это не их вина. Поэтому снять с них серьезную нагрузку – правильное решение.
Депутат Ульяновской городской думы, директор школы №21 Людмила Васцына:
- Программы обучения детей, за исключением авторских методик, должны быть едиными и стандартизированными во всех регионах, чтобы ребенок переезжая, например, с Дальнего Востока в Ульяновск не испытал неудобств и смог спокойно продолжить учебу. На мой взгляд, перевод школ в региональное подчинение поможет сделать общеобразовательные программы стандартными. Именно поэтому учреждения образования, как и здравоохранения должны быть государственными.
Как это было? Больницы переподчинили быстро
Рассуждая о перспективе смене системы подчинения образовательных учреждений логично вспомнить о том, что в Ульяновской области пять лет назад уже проходил подобный процесс. Из муниципального в региональное подчинение перевели медицину. О том, как проходила та реорганизация, портал 73online.ru попросил рассказать главного врача ГУЗ «ЦКМСЧ» Владимира Демина, который в 2012 году занимал пост председателя Комитета здравоохранения мэрии Ульяновска:
- Ту реформу оцениваю положительно. Стало гораздо больше плюсов. Прежде всего, появилось единство системы руководства. Оптимизированы расходы, более четко распределены кадры. То, что этими вопросами занимается Минздрав, позволяет грамотно распределять медицинских работников по учреждениям и избегать дефицита кадров, например, в сельских больницах. Это правильно – когда все руководство в одних руках.
- Какие возникали сложности?
- Проводя настолько масштабное реформирование, важно учесть самое главное - чтобы учреждения образования передавались региону без долгов. При передаче больниц и поликлиник оставались муниципальные долги, которые потом еще долго выплачивались министерством здравоохранения. Особенно с учреждениями сельских районов были проблемы. Поэтому, если сейчас не предусмотреть подобные риски, на областной бюджет может лечь дополнительная серьезная нагрузка.
- В результате реформы областной системы здравоохранения работники муниципальных комитетов были уволены?
- Комитеты здравоохранения тогда работали только в Ульяновске и Димитровграде, в районах их не было. Медучреждения и главврачи подчинялись непосредственно заместителю главы района по соцвопросам и региональному Минздраву. Людей из комитетов тогда сократили, но, насколько знаю, всех трудоустроили на другие должности, и они сейчас по-прежнему востребованы.
- Как перевод выглядел с юридической точки зрения?
- Затраты были небольшими. Больницы переименовали, поменяли печати, переоформили право собственности на материальную базу (здания, землю и т.д.), а коллективы как работали, так и работают. Юридическими формальностями занимался в основном чиновничий аппарат, все проходило по упрощённой схеме. Пациенты, по факту, никаких неудобств не испытали, просто поменялись печати на бланках. Для медперсонала тоже ничего не изменилось, как была «сетка» по квалификационным категориям, так все и осталось. Прерывания стажа не произошло. В зарплате люди не потеряли ни копейки. Не стало только Горздрава - одной из промежуточных ступеней управления.
- Проходила информация о сокращении количества коек в части медучреждений в процессе оптимизации. Она связана с реформой?
- Нет, речь идет о разных процессах. Сокращение коек - это оптимизация. У нас и сейчас наблюдается профицит коек. В Ульяновской области их на тысячу больше, чем положено по территориальной программе госгарантий. Что же касается реорганизации, то можно сделать вывод, что такое укрупнение не несёт ни для коллективов, ни для самой системы, ни для пациентов или учеников никакой опасности, как в здравоохранении, так и в образовании.