Процедура банкротства, запущенная в отношении ОАО «Цильнинский элеватор», может обернуться, хотя и косвенно, крахом всех подобных предприятий Ульяновской области. И что любопытно: ни ушлые «засланцы» из окружения режиссера Никиты Михалкова, входившие некогда в состав директоров акционерного общества, ни власти района не играют в этом никакой роли.

Начало банкротства предприятия пришлось на конец 2016 года. Но подоплеку истории следует искать в 2009-м, когда две организации – брянское ООО «Мелькрукк» и ООО «Бугульминский провиант» – заключили с ПАО «Банк Возрождение» кредитные договоры. Через два года с согласия банка обе компании заключили договоры о переводе долгов «Цильнинскому элеватору». Одних только процентов по контрактам «набежало» на 155,5 миллионов рублей, общая сумма задолженности сегодня составляет 386 млн. В апреле 2017 года на цильнинском предприятии ввели наблюдение и назначили арбитражного управляющего – члена ассоциации МСРО «Содействие» Наталию Горбачеву.

– Элеватор выступил в банке залогодателем (в банк заложены земельный участок и десяток зданий – прим. ред.), – пояснила нам Горбачева. – По словам представителей «Цильнинского элеватора», кредит брали собственники из Москвы. При этом сейчас предприятие продолжает работать.

Примерно в том же ключе пояснял ситуацию нашему порталу в конце 2016-го гендиректор предприятия Фаик Низамиев: по его словам, проблемы с банком появились у акционеров и никак не связаны с работой элеватора.

Кстати, в 2003 году в состав совета директоров цильнинского предприятия вошли приближенные Никиты Михалкова – Сергей Ильинский (приятель режиссера) и Дмитрий Пиорунский (член союза кинематографистов, в прошлом замглавы Ульяновской области по экономике), широко известные целым рядом крупных скандалов. Факт присутствия Ильинского и Пиорунского в совете директоров подтверждает глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов:

Более того, тогда же на Ильинского и Пиорунского было возбуждено уголовное дело по факту увода 30 тысяч акций местного сахарного завода, – добавил он в разговоре с 73online.ru. Дело было передано в суд. Но он не состоялся, поскольку оба пустились в бега. Ильинского поймали в Словении интерполовцы, он там сидит тюрьме. На просьбы об экстрадиции в Россию суды двух инстанций ответили отказом. Уголовное дело, видимо, закроют, как я понял после того, как меня приглашали в Следственный комитет. Аргументы? Завод работает, акции не вернешь… К элеватору они тоже приложили руки. Как именно – не знаю, но приложили точно.

Также в разговоре с нами Ханяфи Рамазанов выдал прогноз: «Элеватор будет жить». Но не уточнил, долго ли и за счет чего.

Экс-министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин причиной бед видит отнюдь не аферы Пиорунского с Ильинским.

Районная власть в жизни этого объекта никакого участия не принимала. Никакой помощи не оказывалось. Вы посмотрите, что там вообще осталось (в районе – прим. ред.), кроме сахарного завода, который выбрал правильную политику в сторону самостоятельности, потому и работает прекрасно. Что до элеватора, то в его банкротстве я не вижу ничего страшного. Придут новые собственники будут прекрасно работать. Пример тому элеватор в Майне, который десятилетием раньше прошел процедуру банкротства и, обретя новых хозяев, сегодня эффективно работает.

Позитивного настроя Александра Чепухина не разделяет бывший (в 1990-х гг. – прим. ред) директор цильнинского элеватора, известный ульяновский блогер Камиль Багаутдинов. Он имеет свою версию нынешнего краха и называет условия возрождения предприятия.

– Раньше у элеватора долгов не было. Ежегодно он заполнялся зерном практически под завязку – до 120 тысяч тонн (объем всего зернохранилища – более 100 тысяч тонн – прим.ред.). Мы получали разнарядку на отгрузку определенного количества зерна. В разные концы страны – от Сызрани до Владивостока – и даже за пределы России. А уже с начала «нулевых» стало происходить вот что. Фермеры, сдававшие зерно на хранение (с зимы до весны), получали от элеватора такие счета, что сданного зерна не хватало, чтобы рассчитаться за его хранение. Поэтому фермерские хозяйства перестали сдавать зерно на цильнинский элеватор. Последние 3-4 года он практически пустует. Вот по этой причине, как я думаю, у них и появились долги. А как иначе? Налоги-то они платят, а зерна нет. Это обстоятельство и приводит их к банкротству.

Со слов Багаутдинова, многие фермеры сдают зерно на хранение в соседние регионы. Даже с транспортной накруткой все равно выходит дешевле, чем у себя дома. Кроме того, сегодня в среде земледельцев вырисовывается тренд на индивидуальные ангары, где они хранят зерно. Стоят эти конструкции сравнительно недорого, изготавливаются на любой размер.

– По поводу Майнского элеватора (о котором позитивно отзывался Чепухин, – прим.ред.) могу сказать, что когда полтора года назад я был там в самый разгар заготовки, на воротах элеватора висел замок, в лаборатории по отбору зерна не было ни одного сотрудника, – продолжает Багаутдинов. – Что же насчет участия района в жизни предприятия, то район никогда ничего и не вкладывал, потому что элеваторы и зернохранилища никогда не относились к району, а были выделены в отдельную отрасль. Они имели отношение еще со времен СССР к министерству хлебопродуктов и хлебозаготовок (в области это – профильное управление), оттуда осуществлялось финансирование и давались разнарядки, – говорит Камиль Багаутдинов. – Сейчас такого нет. А ведь когда элеватор работает сам по себе, не получая никакой помощи, самостоятельно занимается проблемой сбыта зерна, – то пускай хоть десять раз меняются инвесторы или хозяева, толку не будет.

При элеваторах, считает Камиль, необходимо иметь перерабатывающие производства. Например, мукомольное.

– Закупили пшеницу или рожь, смололи ее – и уже муку пускать на продажу. В этом случае функционирование элеватора будет окупаться. А когда нет единого контроля за процессом, в инвесторах не вижу смысла. При существующем раскладе у цильнинского элеватора, как и у всех остальных в регионе, будущего я не вижу.

Известно, что нынешний хозяин цильнинского элеватора живет в Москве и наезжает сюда раз в четыре месяца. Однако его имя нам не смог назвать даже главный инженер предприятия – не знает.

Справка 73online.ru:

ОАО «Цильнинский элеватор» образовано в 2002 году в Ульяновской области) региональным департаментом имущественных отношений, гендиректор – Фаик Низамиев (ранее он руководил АО «Майнский элеватор»). Держатель реестра акционеров – ЗАО «РДЦ Паритет». Та же организация является держателем реестра акционеров банка «Возрождение».

ООО «Мелькрукк» – брянская компания, владеют которой ООО «Промбизнес» (99%) и Сергей Горшков (1%). Гендиректором значится Павел Свиридов. Организация специализируется на торговле мукой, а также производстве мукомольной продукции, крахмала.

ООО «Бугульминский провиант» основал и возглавляет Артур Чистяков. Вместе с тем предприниматель руководит несколькими разнонаправленными компаниями в Башкортостане – от строительной до рекламной. «Бугульминский провиант» занимается оптовой торговлей крупами.

Татьяна Лисицына

Сергей Алешин