После новогодних праздников на щитах наружной рекламы Ульяновска появилась реклама компании «Стройград». С них образы времен советской агитации и пропаганды настойчиво призывали ульяновцев «бросать бухать и начинать покупать». Многих из тех, кто сталкивался с этой рекламой, «резанул» снижено-просторечный слог плакатов, далекий от литературного языка. Но еще больше ульяновцы возмутились тому, что в рекламе строительных магазинов использовался легендарный образ Родины-матери в необычном для себя «прочтении»: в одной руке она держит набор инструментов, а в другой – лист со словами «акции» и «скидки».

«Портрет жены художника» — достаточно распространенное в искусстве явление. Советский художник Ираклий Тоидзе в июне 1941 года работал в своей мастерской, когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена Тамара. «Война!» — только и вырвалось у нее. Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!.. «Стой так и не двигайся!» — попросил Тоидзе и тут же стал один за другим делать наброски.

Через месяц плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах — на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой.

С 90-х годов плакат снова стал невероятно востребованным. Его взяла на вооружение быстро развивающаяся рекламная индустрия. Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров.

Так случилось и в Ульяновске. После новогодних праздников и бурных застолий ульяновцы вышли на улицу и увидели рекламу компании «Стройград», которая настойчиво убеждала: «Хватит бухать, пора покупать!».

В соцсетях разгорелась целая дискуссия. Недовольные ульяновцы требовали убрать аморальный плакат. К дискуссии подключились даже известные люди.

Депутат ЗСО Ростисла Эдварс:

«В свое время один магазин бытовой техники уже использовал образ в рекламе холодильников. Но после звонка быстро сменил плакат. Плохо, когда маркетологи не дружат с головой!».

Дарья Абакумова: Образ рядом с «бухать» - вообще за гранью».

Мария Еремина: «Уровень региональной рекламы просто убивает».

Мы попросили региональное УФАС прокомментировать плакат. Антимонопольщики заявили, что с ситуацией знакомы - к ним, оказывается, уже поступило заявление от частного лица, который требует наказать компанию за рекламу:

- Дело в том, что наши специалисты уже начали рассмотрение жалобы физического лица относительно признаков нарушения закона «О рекламе». Норма гласит, что использование любого патриотического изображения или символа в рекламе запрещено, так как противоречит ч. 6 ст. 5 закона, признается неэтичным и наказывается штрафом (согласно ст. 14.3 КОАП РФ для юридических лиц - от 100 до 500 тыс рублей – прим. ред.).

Председатель Совета ветеранов Ульяновской области Сергей Ермаков назвал рекламу, выпущенную «Стройградом», кощунственной.

- Таких плакатов по городу я не видел. Но если они действительно есть, то считаю, что патриотичные изображения, в частности, изображение Родины-матери, нельзя подписывать такими фразами. Тогда, во время войны, люди буквально шли на смерть, шли воевать за свою землю. Это просто унизительно для всех ветеранов! Это кощунство! Я бы этого никогда не допустил!

А вот маркетолог Николай Жиляков полагает, что реклама не только оскорбляет чувства людей, но, кроме того, совсем не эффективна как инструмент продаж.

- На мой взгляд, в рекламе очевидна явная нестыковка образов. Родина-мать вела людей на войну, защищать свою родную землю. По сути, на подвиг. А тут мы видим совершенно неуместный и оскорбительный призыв: «Хватит бухать!». Однозначно, образ Матери, как символ борьбы с алкоголизмом, не этичен. Более того, с точки зрения маркетинга, такая реклама не приведет к увеличению потока покупателей в магазинах. Наоборот, сработает в минус. Отдел маркетинга уважаемой компании «Стройград» представил свою аудиторию, как алкоголиков. У нас есть магазины для людей выпивающих – например, «Градус», «Бристоль», «Красное и Белое» - но даже они не позволяют себе такого. Такая реклама не принесет бизнесу ничего, кроме вреда.

Отметим, что всего в Ульяновске работают четыре торговых центра компании «Стройград». Все они принадлежат депутату гордумы Артуру Котельникову.

Сам владелец сети строймаркетов в комментариях для 73online.ru признал выпущенную его компанией рекламу неэтичной и заявил, что с улиц города ее убрали сразу – через день после того, как она была завешена.

- Причина случившегося недоразумения в том, что часть своих рекламных функций мы передали на аутсорсинг. До нового года рекламное агентство представило нам рекламную кампанию, основанную на новом прочтении образов советской эпохи. Мы ее приняли. Однако среди утвержденных нами макетов образа Родины-матери не было. В первый день после новогодних праздников мы увидели этот билборд, признали его неэтичным и приняли решение убрать. Конечно, я понимаю, что этот образ - священный для многих – не может быть использован в рекламе. В целом, могу сказать, что посыл, который мы дали на плакатах, – правильный. Мы призываем людей бросить пить и заняться ремонтом.

Дарья Косаринова