Когда в Ульяновске появились первые молодёжные банды? Кажется, они были всегда. В начале 90-х Ульяновск входил в тройку городов России по количеству и численности молодежных группировок. Сборы, массовые драки, схроны с арматурой, поджоги ларьков… Казалось все это в прошлом. Но нет! В 2007-м, когда родители писали открытое письмо Путину, в стране снова говорили об «ульяновском беспределе». Тогда в городе, по данным силовиков, активно орудовали 11 банд. Сегодня их уже больше 20. Похоже, город сдался. Местные СМИ публикуют «карты зонирования» группировок, помечая, за какими ОПГ закреплены городские улицы и парки. А на первых полосах газет – самые важные новости Ульяновска: «Поножовщина в кафе. «Торчковские сцепились со Слюнявыми». «Сеня Бобёр получил ножом в сердце». «Толя-Краснодар ушёл в бега». Журналисты козыряют осведомлённостью и уже не пишут по-русски, а ботают по фене. Хороша «атмосфера нетерпимости» в славном городе Ульске?! Фактически местный журналистский цех занимается героизацией и пропагандой криминала.
Город, ты сошёл с ума? Ты отдал своих детей уркам?! Синюшным уголовникам, понимаешь, город? Ведь ни для кого уже не новость, что во главе подростковых банд стоят «старшие», которые находятся на прямой связи с криминальными авторитетами. Каждую неделю юная смена собирает деньги на «подогрев» зэков в колониях.
Вы для кого растите детей, мамы? Гульжиан Хабибуллина гордо идёт по земле. Её сын, Ряфагать, отдал жизнь за Родину, воюя в Сирии, и вся страна кланяется матери в пояс. За что отдают свои жизни ваши дети, мамы?
Говорят, что все беды в нашем городе от того, что в нём нет церквей. Но церквей здесь нет давно, а банды появились недавно. Председатель общественного родительского комитета говорит, что дети воспитывались на фильме «Бригада». Ой ли? «Бригада» - трагическая сага о том, как сытые дяди при должностях и погонах рулят бригадами. И все крутые авторитеты на самом деле всего лишь шестёрки в руках респектабельных чиновников. Они разваливают их уголовные дела, они их вытаскивают из тюрем, они посылают их на смерть.
… Даже имени его сегодня никто не помнит. Остались только инициалы – Р.Ф. Мингалеев. Как ты прожил свои 20 лет, парень? Мы ведь знаем только, как ты умер.
В конце марта в десять вечера уже темно, но весна бурлит в крови, и пенсионеры степенно ходят вокруг дома, нагуливая сон, гомонит молодёжь, бегают на поводках за своими питомцами собачники… В общем, народа на улице предостаточно. И вот на глазах у многочисленных свидетелей к дому №16 по бульвару Пензенской подкатывают 15 автомобилей, из которых, помахивая битами, вываливается банда. И начинает деловито избивать двух парней. Потом свидетели скажут, что вроде бы сначала тех спросили, не относятся ли они к одной из городских ОПГ, и только потом начали бить. Их много было, свидетелей. Однако, никто не закричал: «Что вы делаете! Помогите!» Закончив с парнями, которые уже неподвижно лежали на земле, гости расколошматили в хлам их машину. И уехали.
15 автомобилей, набитых отморозками мчали по городу. Но ни одного сигнала в полицию так и не поступило.
В 23.50 они подъехали к дому №11 на проспекте Ленинского Комсомола. Там, задав тот же самый вопрос про ОПГ, банда принялась избивать трёх молодых людей. Один из них убежал. Но не позвонил в полицию. Кто знает, может быть, если бы он набрал «02», его друг остался бы жив.
Мингалеева забили насмерть. Сквозное пулевое ранение и открытая черепно-мозговая травма. Он закрывал голову руками, а его лупили битами со всей дури, прямо по черепу. Они убивали. Они убивали сына. Они убивали любимого. Они убивали друга того самого сбежавшего парня, который так и не позвонил в полицию. Второго врачи спасли. Чудом вытащили. А Мингалееву помочь было уже нельзя. К приезду «скорой» сердце уже не билось. 20 лет билось, оказалось – всё.
Взяли их быстро, вели себя члены банды свободно и раскованно. Сначала представились:
- Мы такие-то, а эти – такие-то.
Потом по-пацански объяснили, раскинув пальцы, причину конфликта. Это они убийство конфликтом называли. Какую-то стоянку не поделили. Конечно же, это достаточный повод, чтобы убить парня. И сделать инвалидами ещё троих. Полиграф проходить отказались все до единого. А зачем полиграф? Они и так всё, как на духу рассказывают, о чём ни спросят. Правда, спрашивали их почему-то мало. Даже мобильники не изъяли.
А могли бы выпотрошить телефончики. Есть у криминалистов такая система «UFED», которая вытаскивает из телефона всё, что было даже 5 лет назад надёжно стёрто. Могли бы звоночки проверить до и после убийства. СМС-ки почитать, типа: «Шеф, на Ленкоме зачистили. Куда дальше?» Вот и номерочек шефа бы выяснили, и за ним самим «воронок» послали. Прекрасный повод разом повязать всю банду. Но «воронок» так и стоял в гараже, а «шефы» двух банд спали в своих постелях.
Им не о чем было волноваться. Механизм работал исправно, и в конторе генерала Евдокимова творилось очередное обыкновенное чудо.
Осмотр места происшествия происходил без криминалиста. Скажете, что так сегодня не бывает? Когда надо, бывает. Где и как лежал труп, установить уже невозможно: в протоколе его местоположение ни к каким ориентирам не привязано. Хотя, положено, кто спорит. Но – не случилось. Плана-схемы к протоколу нет, это уж как водится. Но самое интересное другое.
Свидетелей и очевидцев оказалась тьма-тьмущая. Все всё видели, только прятались и молчали. А теперь все рвались высказаться и дать показания. Однако ни одного бандита с битой им на опознание так и не предъявили. И на местности показания свидетелей не проверяли. Очевидцы чувствовали, что они со своей активностью неуместны и как бы раздражают следователей. Потихонечку рассосались, и больше с показаниями не лезли.
И наличием огнестрельного оружия у бандитов как-то не интересовались. Ну, стреляли и стреляли. Тоже мне, невидаль – пистолет.
Их не кололи на причастность к другим преступлениям, не проверяли их связи. Проще сказать: не делали ничего. А дальше был совершён коронный номер, с помощью которого опытные следователи «разваливают» дела. Ночной рейд бандитов из ОПГ-1 и ОПГ-2 в поисках конкурентов из ОПГ-3 был разбит на два совершенно самостоятельных эпизода. Избиение на бульваре Пензенский, где не убили до смерти, а только покалечили двух парней, передали в полицию, с формулировкой «хулиганство» (ст.213 УК РФ).
А дело по убийству Р.Ф.Мингалеева пролежало в СК ещё 11 месяцев. Просто так пролежало. А затем, по истечении отпущенного законом срока, его приостановили. Ибо лицо, совершившее преступление, так и не удалось выявить. Очень старались. Но – прям никак!
Стоит ли удивляться, что в Ульяновске, по нашим данным, полностью развалена реальная работа по противодействию оргпреступности? Генерал Евдокимов и его коллеги, пожалуй, лишь на бумаге ведут борьбу с городскими бандами. Эффективного штаба по декриминализации региона нет! Вот они и растут словно на дрожжах, эти бригады, втягивая в свои ряды все новых бойцов. И уже школьники элитных лицеев «ботают по фене» и режут друг друга прямо в центре города… за неправильный «базар».
… Зато статистика в Следственном Комитете – залюбуешься. Никаких тебе банд, никаких массовых побоищ. И только люди знают, что город сдали криминалу. Те, кто должен был защищать детей этого города, легли под урок, расслабились и даже, знаете ли, получают удовольствие!