Буквально на днях в Ульяновске завершились трехнедельные гастроли Казанского Академического Русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. Память об этом масштабном туре останется надолго не только у симбирских театралов, но и у самих актеров из Казани. У заслуженного артиста Республики Татарстан Ильи Славутского, в частности. Он в нашем городе лишний раз доказал, что талантливый человек талантлив во всем. Не только на сцене, но и фотографии, например. Дело в том, что Илья еще и известный в России фотохудожник, автор многих выставок и вернисажей, снискавших популярность далеко за пределами Татарстана. Виды и люди Ульяновска Славутского настолько заинтересовали, что у родины Ленина и Колобка есть все шансы стать темой новой выставки актера и фотографа «Фотопрогулки по Симбирску», на которые в течение 20 дней мастер остановившихся мгновений приглашал всех земляков. И небезуспешно – откликнулись многие. Принял участие в этих «прогулках», подружившись со Славутским, и наш портал...

Илья рассказал, что первый интерес к фотографии у него проснулся в младших классах средней школы в одно время, а, может быть, и чуть раньше, чем любовь к театру. Последняя объяснима: Илья рос в семье режиссера и актрисы. Александр Славутский, его отец – художественный руководитель и директор Казанского Качаловского театра. А мама – народная артистка России и Татарстана Светлана Романова играет с сыном на одной сцене. Но и фотолюбопытство маленького Ильи вполне логично.

- Отец тоже всерьез увлекался и до сих пор увлекается профессиональной фотографией, – говорит Славутский-младший. – И я ему в детстве помогал. Но мне не хватило тогда усидчивости и художественного руководства. Ведь цифровых камер не было. А для долгой проявки и печати фотографий я был в юные годы слишком нетерпелив. Но эта страсть уже поселилась во мне. Став взрослее я с удовольствием и интересом просматривал разные фотоальбомы, фотожурналы. Когда я учился уже в старших классах, родители привезли мне в подарок из поездки в Германию маленькую «мыльницу», которую я тут же принялся с радостью апробировать. Но и это еще не было серьезно. Еще раз я вернулся к полупрофессиональной фотографии в качестве фотомодели. У меня появилась первая цифровая «мыльничка», я познакомился с интересным фотографом и человеком Еленой Мартынюк и именно тогда понял, что хочу этим заниматься всерьез. А уж когда шесть лет назад в Москве, где учился в театральном вузе, купил себе первую «зеркалку», все завертелось уже по-взрослому.

Славутский-старший, кстати, обычно скуп на похвалы, особенно в адрес родственников. Но работы фотохудожника Ильи Славутского ему иногда нравятся. Особенно оригинальная и позитивная «Мясорубка».

Удачный кадр видится на расстоянии

Таким образом театр и фотография в жизни Славутского-младшего всегда шли параллельным курсом. Хотя в разное время Илья, по его собственным словам, хотел стать то художником, то скульптором, то даже мультипликатором.

- Мне всегда было интереснее воплощать в жизнь свой собственный творческий замысел, нежели быть соучастником чужого процесса, – признается он. – В этом смысле фотография это, с одной стороны, для меня особый вид режиссуры, а, с другой, – ее сублимация.

С первых двух авторских фотографических серий «Мастер и Маргарита» и «Мой Шекспир» началось в Казани и в жизни артиста такое явление, которое сегодня общепризнанно называют «Фототеатр Ильи Славутского». И тут без помощников ему бы никуда. Он до сих пор от всей души благодарен своим коллегам по театру за эту самую помощь в его первых опытах. Актеры охотно становились фотомоделями, художники-гримеры помогали превращать фотомоделей в героев Шекспира и Булгакова. Более того, сейчас в Казанском Большом драматическом театре среди тех, кто выходит с Ильей на одну сцену, прорастают фоторостки. На свое не то хобби, не то второе по значимости жизненное ремесло он подсадил многих коллег-актеров: по его утверждению, «пятеро фотографией уже пытаются заниматься серьезно, остальные – в раздумьях». Где взять время при его-то занятости в 90 процентах репертуара родного театра? Для Ильи Славутского это не вопрос:

- Время есть всегда. Все определяется лишь желанием, горением. Можно и ночью снимать. Это не сложно, если влюблен в то, что делаешь. Не успевает тот, кто не горит и не достаточно хочет. При желании с первого кадра может выйти шедевр. Но тут надо набраться терпения. Ибо порой этот самый первый кадр повергает в ужас. И должно пройти время, пока поймешь, что сделал нечто достойное.

Где Волга лучше?..

Уличная съемка– еще один несомненный «конек» Ильи. Но, как опять же признается он сам, в Казани столько не снимал на натуре, как оказавшись в Ульяновске:

- Я подсознательно сразу же влюбился в ваш город. И поставил себе вполне определенную творческую задачу на три недели гастролей. Захотелось вернуть в первую очередь самим ульяновцам все прелести и секреты их города, скрытые от постороннего зачастую «замыленного» глаза. У вас тут потрясающие старые домики, дворы-«матрешки», дворы-шкатулочки с секретом. Где каждое новое открытие влечет за собой новое. Улицы – Ленина, Красногвардейская... Только успевай примечать да останавливай мгновения. А какие потрясающие люди... У меня есть маленький тест: остановить человека на улице и спросить, как пройти на ту или иную улицу. По точности и подробности ответов, понимаю, что за город. В Москве с этим все из рук вон плохо, Казань догоняет Москву, А в Ульяновске тест прошли абсолютно все встреченные мной люди. Характерный случай – стою на Венце, любуюсь Волгой. Подходит человек, видимо смотревший наши спектакли, и с гордостью, которую не сыграешь, спрашивает: «А правда же у нас Волга лучше, чем в Казани?..» И вот этих людей, эту природу, эти бытовые зарисовки и натюрморты только фотограф в состоянии сохранить для будущих поколений...

Как профессиональный фотограф Илья поведал нашему порталу: один удачный кадр за фотосессию считается большой удачей для серьезного фотохудожника. Из Ульяновска же он увез десять прекрасных кадров: кроме пейзажей, три отличных портрета и свою гордость – ныряющих мальчишек в стиле художника Дейнеки. А еще – жгучее желание вернуться к нам вновь и с выставкой, и еще поснимать.

Большие мелочи окружающего мира

Так что же приоритетнее сегодня для Ильи Славутского: фотография или театр? Ускользает от ответа. Отшучивается: «Если в театре не преуспею, на кусок хлеба с маслом фотографией всегда заработаю». И вдруг становится предельно серьезен:

- Я в любом случае выберу, если доведется делать этот непростой выбор, ту профессию, где буду представлять из себя целостную личность, цельного живого в смысле умения чувствовать человека. Пока фотография и театр в моей жизни дополняют друг друга, даря мне массу удивительных подробностей: царапинка на плаще, скол на оконном стекле. Из таких мелочей и состоит окружающий нас мир. На сцене и в жизни.

Ярослав Щедров.

Фото Ильи Славутского