С приходом на ульяновский рынок Х5 Retail Group оборот ряда местных сельхозтоваропроизводителей упал на 10-15%. Как оказалось, связанно это не столько с закрытием местных ритейлеров, сколько с невозможностью реализации своей продукции через федеральную продуктовую сеть, поскольку Х5 чаще всего работает с такими же крупными общероссийскими поставщиками. Ситуацию на рынке ритейла в состоянии разрешить только областные власти, которые могли бы вмешаться. Однако, региональные чиновники встали на защиту федеральной компании, заверяя, что они готовят список поставщиков, которые работали с «Симбиркой» и «Провиантом» для X5 Retail Group.

Как сообщили порталу 73online.ru в X5 Retail Group, в других регионах компания практикует работу с местными товаропроизводителями. Так, по словам начальника отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимира Русанова, в Самаре товары местных производителей, представленные в супермаркетах, составляют 40%, однако в некоторых регионах эти показатели доходят и до 50%. В первую очередь, доля местных брендов зависит от цены, которую предлагают производители и от спроса потребителей. Однако, ульяновские производители не испытывают иллюзий по поводу возможного сотрудничества с федеральным ритейлером. Как заявил порталу 73online.ru один из них на условиях анонимности, «вероятность входа (в число поставщиков X5 Retail Group – прим. ред.) есть, но нет целесообразности, работать на их условиях. Эта работа на них для нас не имеет смысла!». Кроме того, собеседник портала посетовал, что, не смотря на отсутствие как таковой платы за вход, в договоре прописан максимальный бонус 10%, что также делает работу невыгодной.

Подтверждают это и независимые эксперты, указывающие на то, что X5 Retail Group, за счет больших объемов продаж по всей России, может работать с крупными поставщиками и закупать товары по минимальной цене. Местные же компании такие низкие закупочные цены Х5 предложить вряд ли смогут. В итоге они будут вынуждены либо работать с федералами себе в убыток, либо вообще не поставлять им продукцию. Уже сейчас, после закрытия ульяновских розничных сетей, оборот некоторых местных производителей упал на 10-15%. Эксперты предполагают, что логичным следствием этого может стать повышение цен на их продукцию и тогда уже под удар встанут локальные торговые сети.

Однако местные производители и торговые сети не единственные, кто пострадает от прихода федерального ритейлера. Не лучшим образом скажется сложившаяся ситуация и на ульяновских дистрибьюторах. Работать с ними Х5 вряд ли будет, поскольку уже имеет сложившийся пул поставщиков–дистрибьюторов. По мнению руководителя агентства "Az-za", маркетолога Николая Жилякова, после продажи местных торговых сетей у региональных дистрибьюторов снизятся обороты и вслед за этим, весьма логичен, их уход с рынка.

Ситуацию на рынке ритейла в состоянии разрешить областные власти, которые могли бы вмешаться. Но региональные чиновники встали на защиту федеральной компании, заверяя, что они готовят список поставщиков, которые работали с «Симбиркой» и «Провиантом» для X5 Retail Group. По уже появившейся в сети Интернет информации, усилия региональной власти по поддержке местного сельхозтоваропроизводителя вызывают большие сомнения. «Не секрет, что до последнего времени власти удавалось найти с местными собственниками сетей компромиссы и договоренности по льготному вхождению наших местных продуктов на полки магазинов, – говорит один из ульяновских блоггеров, - что будет, когда рынок займут федералы – неизвестно. По примеру сегодняшнего гипермаркета одного крупного игрока с Краснодарского края мы уже видим, каким производителям отдается предпочтение. Выгодна ли такое положение дел местной власти - большой вопрос».

Оксана Беда