В Заксобрании Ульяновской области прошло заседание социального комитета, где с докладами о работе за прошлый год выступили детский омбудсмен Екатерина Сморода и уполномоченный по правам человека Сергей Люльков. Количество жалоб растет в арифметической прогрессии. Есть и тревожные звоночки для власти.
Отчеты были похожи на ярмарку тщеславия, каждый из докладчиков говорил о приоритетных задачах в своей работе и личных достижениях. Надо сказать, что благодаря депутатам выступающие справедливо подняли целый пласт застарелых проблем и обсудили тревожные тенденции в защите прав ульяновцев.
Школьников травят педагоги
По словам Екатерины Смороды, в регионе много проблем в семьях с детьми. Так, численность детского населения сократилась за год на 1500 человек до 24,6 тыс. Обучающихся стало так же меньше на 2,8 тысяч. Отмечается ухудшение состояние здоровья ребят. Защитник прав детей связывает это в основном с отклонениями, спровоцированными образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Сморода назвала «крамолой» низкий уровень взаимодействия сферы медицины с образованием.
Поступают многочисленные сообщения от детей с особенностями здоровья, в частности с сахарным диабетом, где школа не может предоставить диетические блюда и предлагает перейти на индивидуальное обучение. По одной из версий, также плохо выстроены графики питания. Есть сведения до 40% школьных блюд идут в отходы. Екатерина Сморода объяснила, что жалобы возникают периодически в отдельно взятых школах. Как вариант - организовать буфет: из-за высокой интеллектуальной нагрузки школьникам требуется сокращать время между приемами пищи и питаться чаще. Омбудсмен также считает, что учреждения должны разрешить детям принимать блюда, принесенные с собой из дома. У многих ребят есть серьезные заболевания или пищевая аллергия. Остро встал вопрос разработки меню в соответствии с индивидуальными пищевыми потребностями школьника.
В школах распространен буллинг. Причем, к травле имеют отношение не сверстники, а педагоги. Руководство учреждений пытается скрыть конфликты. Бывает, что это провоцируется родителями. Выяснилось, что в одной из школ учитель заклеил ребенку рот скотчем. Об этом рассказал депутат от КПРФ Вадим Белов: «Был еще один случай. Ситуация ненормальная и переходит в рядовую практику».
Сморода проблему признала - тоже встречает такие жалобы: «Ко мне на личный прием пришел подросток в сопровождении педагога. Его травят в школе, недвусмысленного толка к нему проявляет внимание другой учитель. Бич нашего сегодняшнего образования - конфликты. Но участника процесса всегда три: учителя, дети, родители. Исходя из практики, правда всегда где-то посередине. Для решения конфликтов создаются комиссии с чиновниками и психологами, рассматриваются исключительно в индивидуальном порядке. Если право ребенка нарушено, его надо восстановить. Родители сразу привыкли писать в прокуратуру, суд и президенту, иногда даже с педагогами сесть и поговорить не могут».
Сморода сообщила, что примерно 30% детей находятся в соццентрах или интернатах по заявлению родителей - это настоящий бич: «Часто бывает, когда мама уехала на гастроли с очередным дальнобойщиком и решила временно сдать ребенка. А потом, протрезвев, бьются об их возвращении». Но нередки случаи равнодушие со стороны органов опеки: когда не хотят отдавать детей даже бабушкам, официальным опекунам. Недавно такой случай был в Димитровграде.
Первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев попросил уполномоченного быть более «принципиальной и колючей», укреплять межведомственное взаимодействие, не проводить много совещаний без достижения результатов. Лидер фракции КПРФ Виталий Кузин обратил внимание на нулевой опыт судебной практики института и отсутствие законодательных инициатив: У вас есть уникальная возможность дать сигнал власти, что так поступать нельзя. Надо дать по рукам, чтобы нарушения не повторялись».
Массовые беспорядки в колониях
Сергей Люльков был краток. За год количество обращений выросло на 19% и составляет абсолютный рекорд. Рост в муниципалитетах составил 306%. Большинство жалоб поступает из Ульяновска, Новоульяновска, Майнского, Новоспасского и других районов области.
В 11 учреждениях УФСИН содержатся 5015 человек, из мест лишения свободы поступило 409 жалобы - рост на 14%. Омбудсмен говорит, что это наиболее сложная категория обращений для рассмотрения. За год Люльков 30 раз выезжал в исправительные колонии, тюрьмы и СИЗО.
- В феврале мы рассматривали ситуацию в тюрьме и ИК-10, когда заключенным мусульманам не давали Коран, они устроили беспорядки. Ситуация усугублялась тем, что родственники писали многочисленные жалобы по электронной почте на имя глав Чечни и Ингушетии, - привел пример уполномоченный. - Администрация УФСИН заслон для обращений ко мне не ставит. По прошлому году положительно решается 40%. Общая наполняемость учреждений 55%, в СИЗО-1 и СИЗО-3 - 44% и 45% соответственно. Есть проблема в ремонте камер. Были жалобы на питание - заключенные находили в блюдах якобы крысиный хвостик, но при выездной проверке факт зафиксирован не был. Бывают недовольства у тех же мусульман, почему их кормят свининой.