Сегодня 69 лет исполнилось «правой руке» гендиректора КТЦ «Металлоконструкция» Александру Щербине. Несмотря на солидный возраст, именинник до сих пор принимает активное участие в жизни завода, по утрам занимается спортом, посещает бассейн и вообще, на пенсии не собирается сидеть в кресле. Больше всего Александр Иосифович гордится своими сыновьями. И, надо сказать, не зря. Старший - Андрей Щербина - сейчас возглавляет завод, а младший - Александр Щербина - создал свою IT-компанию ITECH.group, которая считается одной из лучших на мировом рынке. Именинник рассказал 73online.ru, из-за чего он плакал в последний раз, как часто смеется, про свои любимые книги и блюда и, конечно, о своем детище - заводе «Металлоконструкция».
Было странно на промышленной зоне Дальнего Засвияжья, а тем более на тяжелом металлургическом предприятии, увидеть тягу к прекрасному! На каждом этаже административного корпуса присутствует элемент художественного направления барокко - вензеля, гипсовые колонны, декоративные элементы, вазы и даже бюст Аполлона! В ходе беседы выяснилось, что так выражает свою любовь к искусству старший сын нашего именинника, гендиректор КТЦ «Металлоконструкция» Андрей Щербина.
- Александр Иосифович, 69 лет - солидная цифра! Вы до сих пор в строю, не сдаете обороты, успешно руководите семейным бизнесом. Раскройте секрет, что вам дает силы оставаться таким же активным, что мотивирует?
- «Металлоконструкция» - предприятие особое, оно не государственное, не акционерное, а частное. Генеральным директором является мой сын, Андрей, раньше я был первым замгендиректора, а последние два года – советник, от производства отхожу. Я провожу испытания нашей продукции в Польше и Германии, получаю европейские и международные сертификаты качества, затем планирую получить патенты на наши установки. Секрет моей активности простой – я люблю свою работу. Я с детства привык к труду, вырос в деревенской семье на Украине, родители выращивали сахарную свеклу, все собирали руками. Я с малолетства знал, что такое труд колхозника. Родителям я сразу сказал, что буду хорошо учиться, чтобы уйти от такой жизни, поэтому школу окончил с медалью. Мне всегда нравилась техника. В нашей семье шесть детей, я самый младший. Старший брат был строителем, уехал в Ульяновск строить Ленинский мемориал, я последовал его примеру.
- Кто вас обычно поздравляет?
- Никогда не забывает депутат Госдумы Марина Беспалова, присылает открытки. Сергей Морозов и Сергей Панчин тоже присылают поздравительные адреса. Это приятно.
- Как будете отмечать день рождения в этом году? Кто будет за столом?
- Моя семья и близкие друзья. Посидим в ресторане «Алазани», отметим узким кругом.
В прошлом году сыновья подарили отцу беговую дорожку
- Вы любите сюрпризы? Вспомните самый необычным подарок, который вам преподносили когда-либо.
- А кто их не любит? (смеется) Конечно, это приятно. Меня балуют сыновья. В 2007 году сын Андрей подарил мне автомобиль Nissan Pathfinder. Я горжусь своими детьми.
- Со своей супругой Татьяной Васильевной вы познакомились в студенческие годы. Расскажите историю вашей любви.
- Я учился в институте на вечернем отделении, она тоже. Но Татьяна не строитель, она энергетик. Жили в общежитии. Мой товарищ однажды пригласил меня на день рождения к сестре, там я встретил Таню. Мне она очень понравилась: веселая, жизнерадостная. Мы начали встречаться, но решили со свадьбой не торопиться, поскольку оба учились. Поженились года через три, потом сразу дети появились. Супруга на год меня моложе.
- А где Татьяна Васильевна работала в энергетике?
- У нее всего две записи в трудовой книжке – когда трудоустроилась и когда уволились. 50 лет она отдала работе в «Электросетях».
- Каков ваш распорядок дня?
- Я встаю рано, в 6 утра. Немного занимаюсь зарядкой. А когда есть время, хожу в фитнес-клуб «Форма», занимаюсь на тренажерах, плаваю. Это меня держит в тонусе, дисциплинирует. Обычно на работу я приезжаю в половине седьмого утра, уезжаю – около 18:00. Все как у всех! Спать стараюсь ложиться рано, примерно в 10 вечера.
С супругой Татьяной и внуком Матвеем
- Вы приехали в Ульяновск с Украины в 1971 году по приглашению брата, который строил тут Ленинский мемориал. На стройку мемцентра вы не попали, но успели принять участие в возведении «Искры», механического завода. Вспомните эти времена?
- Тогда был «Трест №4», который строил военные объекты. Я сначала работал механиком, потом главным механиком, обеспечивал стройку механизмами, осуществлял ремонт и эксплуатацию техники. Завод «Искра» - это моя первая стройка! Она была глобальная, строители приезжали из других регионов страны.
- На КТЦ «Металлоконструкция» вы оказались в 2000 году, на этом настоял ваш сын Андрей. Знаем, что вы поначалу его отговаривали от возрождения банкротного предприятия. Каким чудом удалось восстановить производство?
- Тогда был глубокий кризис. На предприятии было введено внешнее управление, завод был обанкрочен. Производство стояло, работников осталось человек 17 – предпенсионного возраста, любители выпить. Долгов по зарплате было много, года за три, ее выдавали металлом и другой продукцией. Было время, когда из-за долгов было отключено тепло. Одну зиму мы работали по полчаса, разжигали в цеху костры, чтобы согреться... Мы выкупили акции у сотрудников (им нужны были деньги), реструктуризировали долги и стали заниматься дорожно-мостовыми ограждениями. У нас был 300-тонный уникальный пресс, приехал директор мостотряда и попросил сделать сначала двухметровую балку, потом четырехметровую. У нас получилось. Они тогда строили мост через Черемшан. С этого и начали поступать заказы.
С сыновьями Александром и Андреем и внуком Матвеем
- Почему вы обратили внимание именно на этот завод?
- Да просто нам тогда региональные власти сказали: «Товарищи, предприятие – банкрот, может быть, у вас что-то получится?». Разруха была немыслимая, оборудование было разворовано на металлолом! Но мы пообещали попробовать. И получилось. Оборудование новое приобрели, развиваемся. Два года назад вы приобрели новые площади, выкупили часть «Механического завода №2» Наири Чатиняна. Туда мы инвестировали более 200 млн рублей. Там была ужасная ситуация, это тоже банкротное предприятие. Но уже сегодня мы туда перенесли все сварочные работы! И мы разработали сваебойную установку для демонтажа дорожных ограждений. В России это единственный завод, который будет ее выпускать. Сейчас мы проходим сертификационные испытания в работе, потом запатентуем.
- Почему возникла необходимость в этой установке?
- Мы работаем по всей России. На Крайнем Севере, в Якутии, немецкие и итальянские машины не могут работать в суровых широтах из-за климата. Мы разработали такую установку, которой низкие температуры не помешают. Двигатель нам изготовили белорусы, он работает на нашей солярке! Хоть на воде может работать! Очень экономно. Западное оборудование потребляет только идеального качества топливо, поэтому наша установка имеет конкурентное преимущество.
- Для этого наверняка пришлось привлекать научные институты?
- Нет, это наши ребята разработали, наши умельцы с завода! Кстати, бывший главный инженер мехзавода Роман Логанов был главным разработчиком конструкции. Это изобретение мы показывали и губернатору Сергею Морозову, когда он к нам приезжал.
- Что из себя "Металлоконструкция" представляет сегодня? Филиалы есть во всех крупных городах России, представительства работают в ближнем зарубежье, Турции, Прибалтике, Польше...
- 11 филиалов в России и 7 – за рубежом. Мы в тройке лидеров по производству ограждений в Европе. Нас обошли только Польша и Германия. «Металлоконструкция» отодвинула на четвертое место турок. Для нас это большое достижение. Но мы не останавливаемся, в этом году у меня запланировано еще три командировки в Польшу для тестов оборудования.
- Иностранные языки знаете?
- Я немножко знаю немецкий, можно сказать, шпрехаю. А польский язык очень похож на украинский и белорусский, поэтому мы общаемся без переводчика, понимаем друг друга. Хочу сказать, что поляки к русским относятся хорошо, вне зависимости от внешнеполитического курса.
- Первые экспортные поставки КТЦ «Металлоконструкция» состоялись в 2005 году на территорию Казахстана. Сегодня в какие страны в основном поставляете на экспорт?
- Польша, Швеция, Норвегия, Дания - практически весь север! Также вся Прибалтика и бывшие страны СНГ. Около 25% нашей продукции уходит на экспорт. Но мы поставили перед собой задачу к 2022 году увеличить этот показатель до 50%. В 2019 году мы сработали на 109,9%. В среднем мы выпускаем около 65 тысяч тонн металла ежегодно.
Открытка от внучки Анастасии: "Поздравляю любимого дедулю с днем рождения и желаю ему никогда-никогда не болеть, всегда иметь хорошее настроение, не расстраиваться по пустякам и просто радоваться жизни"
- Какая средняя зарплата на предприятии?
- У нас работает 800 человек, средняя зарплата - около 41 тысячи рублей. Но зарплата монтажников, которые у нас работают за рубежом, достигает 120 тысяч, или 2 тысячи долларов. Но они и работают не по восемь часов в день, а больше.
- Мы знаем, что на «Металлоконструкции» очень хорошие условия труда – душевые кабины, собственная столовая…
- Столовая великолепная! Она и дешевая, к тому же. Комплексный обед можно заказать за 100 рублей. У нас кухня своя. И всегда есть на выбор два-три блюда – и салаты, и супы, и горячее, и выпечка. Я сам всегда у нас обедаю.
- Сколько составила выручка завода по итогам прошлого года?
- Отчетный период еще не закончен, но по экспорту могу сказать, что выручка составила более 5,3 млрд рублей.
- Два года назад ваше предприятие планировало строительство еще одной, третьей, ванны цинкования. Удалось осуществить задуманное? Каков объем инвестиций?
- Процесс идет. Сейчас у нас две таких ванны, начали строить третью. Через два года мы ее должны запустить. В одну ванну вложено порядка 500-600 млн рублей.
- Вы принимали участие в строительстве Президентского моста через Волгу, поставляли барьерные ограждения. Расскажите об этом. Мост строили долгих два десятка лет - целая история...
- Его строили 25 лет. Не было тогда денег, понемножку строили. Когда к власти пришел Владимир Путин, он поручил достроить все мосты в России – наш, пляшущий мост в Волгограде… Все наши ограждения на Президентском мосту были установлены в аэродинамическую трубу, мы изучали парусность. В итоге сделали не одну сплошную палку, а нагрузку распределили между двумя, сквозь них и проходят потоки воздуха.
- Последние годы вы работаете в тандеме со старшим сыном, который пошел по вашим стопам. Каково это? Как разделяете обязанности?
- С ним тяжеловато работать, он хорошо спрашивает! (улыбается) Несмотря на то, что я его отец, на работе поблажек нет. Спорим редко, потому что он талантливый человек и руководитель, говорит все по делу, переживает за предприятие, хочет выйти на мировой уровень, поэтому чаще всего я с ним соглашаюсь. Благодаря его усилиям пока у нас все получается!
- В одном из интервью вы говорили, что когда ваш младший сын Александр увлекся IT, вам пришлось продать дачу и работать на трех работах, чтобы купить ему компьютер. Не каждый родитель пойдет на такие жертвы. Семья для вас всегда на первом месте? Кто знает, если бы не было того компьютера, то и ITECH.group бы сейчас в Ульяновске тоже не было…
- Это правда. В 90-х Саша попросил у меня компьютер, он «горел» этим, и я согласился. Помню, компьютер стоил 17 тысяч рублей. Мы продали дачу за 13 тысяч, 4 тысячи не хватало. Были непростые времена. Вместе с детьми мы работали на нескольких работах – ремонтом занимались, покрывали крыши, работали дворниками, почту разносили. Жена Таня на почте подписывала газеты, я сумки таскал по домам, а сыновья по квартирам уже разносили. Было, что и хлеб разгружали! Всякое бывало. Семья для меня на первом месте. Саша и Андрей с детства, как и я, знают, что такое труд и что такое деньги, как они зарабатываются.
- Несмотря на финансовую стабильность, вы живете скромно?
- Наверное, да. Например, когда я предлагаю что-то купить Андрею, он всегда спрашивает: «Пап, а свободные деньги есть?». А вот Саша немножко другой… Кстати, он нас всех одевает, он настоящий модник, у него хороший вкус, молодец! Иногда даже я ему говорю: «Саш, давай что-нибудь подешевле и попроще посмотрим», но встречаю сопротивление каждый раз (смеется).
- Как вы отреагировали, когда Андрей пошел в политику и стал первым вице-мэром? Почему через полтора года он вернулся в бизнес?
- Я тогда его поддержал, конечно, но в душе я не хотел, чтобы он уходил в политику насовсем. Без него я два года руководил предприятием, одному тащить было непросто. На семейном совете мы решили, что нужно все-таки работать на предприятии. Но я знаю, что за время работы в мэрии сын многое почерпнул, набрался опыта, обзавелся новыми связями, знакомствами.
- А вы сами никогда не хотели уйти в политику? Наверняка предложения были.
- Предложения были из администрации города – занять пост советника или возглавить муниципальное предприятие, но я - производственник, а работы мне и на нашем семейном заводе хватает.
Книги, которые Александр Щербина хранит в рабочем кабинете
- Читаете ли вы книги?
- Да, люблю исторические романы. Например, «Обломова» читал, про Николая II.
- Какая историческая личность производит на вас самое большое впечатление? И почему?
- Я ценю и уважаю президента России Владимира Путина. Это политик мирового масштаба. Он многое делает не только для России, но и для всего мира. Благодаря ему у нас нет войны, потому что он может всех поставить на место. Дай бог ему здоровья.
- Вы поддерживаете отношения со своими родственниками с Украины? Как они к Путину относятся?
- Конечно, мы общаемся. Про политику мы разговариваем, но простой народ там добропорядочный. К Путину относятся негативно из-за Крыма и Донбасса в основном на Западной Украине.
- Вы всю жизнь на стройке! Ругаетесь ли вы матом?
- Нет. Это, конечно, смешно, но помню, когда я приехал с Украины и работал на стройке, а там ругались матом, я все время краснел. Мне было неудобно всегда. До сих пор.
- Какой ваш любимый фильм?
- Могу сколько угодно пересматривать «Москва слезам не верит» и «17 мгновений весны».
- Помните ли вы свою первую любовь?
- Моя первая и единственная любовь всей жизни – моя супруга Татьяна.
- Что самое главное в женщине?
- Женственность, доброта, нежность.
- Из-за чего вы в последний раз очень сильно смеялись?
- Я постоянно смеюсь!
- А плакали? И плакали ли вы вообще в своей жизни? Из-за чего?
- Помню случай из детства, я учился в школе. Мне было 16 лет. Я выиграл районную и областную олимпиаду по географии, поехал в Киев на республиканскую. Вместо 20 я получил 19 баллов и не попал на Советский Союз. Когда вернулся домой, я показал свои черновики преподавателю, он мне сказал, что темы я все раскрыл, но признался, что один чиновник хотел, чтобы его сын поехал в Москву… Я, конечно, тогда плакал сильно, было очень обидно. Я считаю, что мужчина может плакать, в этом ничего зазорного нет.
- Пользуетесь ли вы социальными сетями?
- Да, - демонстрируя iPhone ответил именинник. – Пользуюсь во «ВКонтакте» и другими социальными сетями.
- Какое ваше любимое блюдо?
- Люблю украинский борщ. Раньше я часто сам готовил, вот и научил жену варить такой борщ! Кстати, Саша у нас очень хорошо готовит с детства, особенно торты. Сейчас мы с ним живем в одном доме, иногда он нас зовет к столу: «Приходите, я вас вкусняшкой накормлю!».
Дарья Косаринова, Елена Скворцова
Фото: 73online.ru