Глава основанной в Ульяновске грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» Алексей Исайкин покинул пост. После 45 лет работы в авиационной индустрии он принял решение выйти из состава акционеров и передать управление менеджменту. Эксперты считают, что уход Исайкина, попавшего под санкции Великобритании, позволит снизить риски для деятельности авиакомпании, избежать угрозы блокировки счетов и продолжить работу с иностранными заказчиками и банками.

В пятницу, 12 августа, стало известно, что создатель и основной владелец группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин выйдет из состава бенефициаров всех ее российских и иностранных структур и передаст управление менеджменту. Ранее бизнесмен подпал под санкции со стороны правительства Великобритании. Источники «Коммерсанта» в сфере авиакорпораций предположили, что подобные перестановки сделают возможной работу западных компаний предприятия. Эксперты считают, что выход Исайкина из иностранных активов станет изящным решением для превращения группы в юридически чистого международного игрока. По их мнению, сам бывший владелец при этом может уйти в другой бизнес — двойное гражданство позволяет ему заниматься предпринимательством и за рубежом.

По данным kartoteka.ru, авиакомпания «Волга-Днепр» с 2020 года на 49% принадлежит зарегистрированной в Нидерландах Volga-Dnepr Logistics B.V., 51% — у управляющей компании «Волга-Днепр-Москва» (полностью входит в Volga-Dnepr Logistics B.V.). Этим двум структурам в тех же пропорциях принадлежат два других авиаперевозчика — AirBridgeCargo и «Атран». Головной компанией «Волга-Днепр» до сих пор была Alpine Prosperity Foundation (Лихтенштейн). По данным отчетности страховой компании группы, она на 100% принадлежала Исайкину.

Подробности сделки и новый состав акционеров не разглашаются. По одной из версий, «Волга-Днепр-Москва» будет полностью принадлежать топ-менеджерам, а иностранное участие в ней прекращено. В числе вероятных новых владельцев собеседники называют трех выходцев с завода «Авиастар-СП» в Ульяновске, с которыми Исайкин запускал «Волга-Днепр» в 1990 году — Сергея Шкляника, Сергея Педана и Валерия Габриеля, в разное время выступавших совладельцами авиакомпании.

По данным «Коммерсанта», Исайкин выйдет из капитала всех принадлежащих ему иностранных активов: Alpine Prosperity Foundation, Gloria 7 S.a r.l. (Люксембург), Volga-Dnepr Logistics B.V. (Нидерланды), CargoLogic Germany и CargoLogicAir (Великобритания). Две последние Исайкин регистрировал как гражданин Кипра. В середине марта европейские авиавласти запретили их полеты из-за обнаруженного у бизнесмена первого российского гражданства. Британская компания оперирует двумя Boeing 747, флот немецкого перевозчика состоит из четырех Boeing 737, но эта авиакомпания находится в процедуре банкротства. Часть собеседников газеты считают, что выход Исайкина из капитала компаний поможет возобновить работу как минимум британского перевозчика и откроет «пути спасения части флота за рубежом». Из всех структур группы полеты сейчас продолжает только российская «Волга-Днепр» (12 Ан-124-100 и пять Ил-76ТД-90В).

При чем тут Ульяновск

Всемирно известную компанию, которая сделала его долларовым мультимиллионером и участником списка Forbes, Алексей Исайкин создал в Ульяновске.

В конце 80-х годов его перевели на местный авиационно-промышленный комплекс с авиазавода в Улан-Уде. Исайкин становится ответственным за выполнение государственного заказа по выпуску самолетов Ан-124, которые предназначались для Военно-транспортной авиации Советского Союза.

В 1989 году Исайкин отправляется в отставку. Сразу после этого возглавляет инициативный коллектив по созданию первой в СССР фирмы грузовой гражданской авиации. В августе 1990 года компания была преобразована в акционерное общество «Волга-Днепр».

В первую очередь фирма создавалась, чтобы сохранить и продолжить выпуск Ан-124 в Ульяновске после того, как в 1989 году советское Министерство обороны решило отказаться от дальнейших закупок этих самолетов. «Волга-Днепр» стала новым заказчиком лайнеров. Благодаря этому продолжилось создание уникальных самолетов.

Для справки:

По данным Росавиации, группа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина (авиакомпании «Волга-Днепр», AirBridgeCargo и «Атран») в 2021 году перевезла 724,6 тысячи тонн, или 49% от всех авиагрузов в стране.

В прошлом году из всего грузопотока страны 73% пришлось на международные перевозки. Причем 96% прибыли (59,3 млрд рублей) обеспечили грузовые компании группы «Волга-Днепр»: AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр» увеличили перевозки в общей сложности на 23,5% (до 724,6 тысячи тонн), выручку — на 28,9% (до 212,2 млрд рублей), чистую прибыль — на 24%.

Фото: aviaport.ru

Дарья Косаринова