В зоне спецоперации работает медицинский отряд специального назначения. Два месяца назад в его рядах оказался офицер, полевой хирург и бывший вице-премьер ульяновского правительства Сергей Кучиц - ушел добровольцем, заключив с Минобороны РФ контракт. В интервью 73online.ru он рассказал, как за это время изменилась его жизнь и какие операции он проводит военнослужащим на СВО.
Сергей Кучиц - представитель четвертого поколения медиков. Он приехал в Ульяновск в 2021 году, до мая текущего года работал вице-премьером регионального правительства, курировал блок социального развития, основной упор делал на здравоохранение. И вдруг неожиданно для общественности принял решение уйти добровольцем в зону СВО: «Оно вызвано исключительно моей позицией, моим долгом как врача, как человека, как офицера. Я уверен, что мой опыт, мои медицинские знания будут полезны нашим парням на поле боя».
«За ленточкой» Кучиц находится более двух месяцев. Недавно он вышел на связь с 73online.ru и рассказал, как за это время изменилась его жизнь.
- Ваше решение уйти в отставку и отправиться в зону СВО было неожиданным. Давно размышляли над этим?
- Да, это не внезапное решение. Оно осознанное и добровольное. Основано на моих моральных принципах, понимании гражданского и профессионального долга.
- Как ваши близкие - мама, жена, сын - отнеслись к этому?
- Без восторга, но с пониманием.
- Где вы сейчас находитесь? Работаете при госпитале?
- Я работаю в передовой медицинской группе МОСпН или, как его еще называют, медицинского спецназа, поэтому меняем место дислокации согласно необходимости. Сегодня тут, завтра - там. Бывает, работаем в развернутом стационаре, в полевых условиях. Обстановка здесь рабочая и предельно конструктивная. Отряд осуществляет квалифицированную медицинскую помощь с элементами специальной. Наши медицинские вмешательства направлены на спасение жизни, предупреждение жизнеугрожающих состояний. Далее готовим пациентов к следующим этапам эвакуации в военные госпитали.
- В каких условиях вы там живете?
- Условия спартанские, не пятизвездочный отель. С «той» стороны не «лопухи» сидят, по косвенным признакам могут вычислить наши позиции, поэтому всего вам рассказать не могу.
- А чем кормят?
- Ну чем Родина кормит? Полевая кухня, в основном - каша, тушенка. Вкусно, кстати. Много гуманитарки доходит с вкусняшками.
- Какая она - военно-полевая хирургия сегодня?
- Военно-полевая хирургия очень далеко шагнула за последнее время. Это и внедрение принципов DC (контроль повреждений), современные тактические подходы, новые препараты, оборудование и, конечно, квалифицированные коллеги. Здесь хорошо отлажена система медицинской эвакуации, преемственность и этапность лечения, межструктурное и межуровневое взаимодействие. Есть штатное медснабжение, гуманитарная помощь.
- Вспомните самый запоминающийся случай за это время?
- Все пациенты непростые, и все требуют индивидуального подхода. Ведь задача военврача - не просто спасти жизнь пациенту, но и максимально быстро вернуть его «в строй».
- Ваши пациенты - кто они? Военнослужащие или гражданские из близлежащих сел?
- Помогаем всем. Это разные люди, но в основном военнослужащие. Наш медицинский спецназ находится в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения. Тактика ведения боя изменилась, в основном сейчас ракетно-артиллерийское вооружение. Выполняем в том числе и сложные хирургические операции, извлекаем осколки и поражающие элементы снарядов, применяемых ВСУ. С сердцем еще не работал, больше с конечностями, брюшной полостью, грудной клеткой. Профиль широкий. Летальные исходы единичны.
- Сколько часов в сутки вы работаете? Часто бывают ночные дежурства?
- Мы работаем 24/7. Бывает больше. Пока не упадем с ног. Спим мало.
- Как прошла ваша адаптация? Долго ассистировали перед тем, как начать оперировать самостоятельно?
- Роль ассистента в операционной не менее важна, чем роль ведущего хирурга. И чтобы хорошо ассистировать, нужно знать и анатомию, и ход операции, и владеть хирургическими приемами. В некоторых операциях я выступал в роли ведущего хирурга, и несколько раз ассистировал.
- Как боретесь с усталостью и эмоциональным напряжением?
- Усилил занятия спортом, а точнее физкультурой - отжимаюсь, подтягиваюсь. Это позволяет эмоционально разгрузиться. По своей физической форме и размеру одежды вижу, что сбросил за это время 7-10 кг лишнего веса. Стараюсь меньше курить сигареты. Хочу сказать, что водку здесь никто не пьет, живем по сухому закону.
- Как отдыхаете, проводите свободное время, если оно вообще есть?
- Работаю без выходных, в увольнительные еще не ходил. Я не отдыхать сюда поехал. Отвлечься от работы получается редко. Взял электронную книгу, но в основном изучаю профессиональную литературу - нужна максимальная концентрация. Из художественной сейчас перечитываю Луи Буссенара «Герои Малахова кургана».
- Что вы чувствуете сегодня, «за ленточкой»?
- Я многое переосмыслил.
- А позывной у вас имеется?
- Старый позывной звучит в эфире... (смеется). Конечно, есть. Но озвучивать не буду.
В одном из интервью Сергей Кучиц рассказывал, что большое влияние на его становление оказал отец, военный хирург: «Я с детства много времени проводил с ним в госпиталях, тогда и понял, что хочу помогать людям. Хирургия научила меня тому, что в твоих руках – человеческая жизнь. Это априори колоссальная ответственность. Чтобы спасти жизнь, надо сделать все, что можешь… и еще больше».
Фото и видео из личного архива Сергея Кучица специально для 73online.ru