Вчера на встрече с представителями компаний-перевозчиков мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин фактически дал старт реформе городского общественного транспорта. Были анонсированы постепенный переход на регулируемое тарифообразование и продуманное изменение схемы движения. Глава города пояснил, что сейчас, при нерегулируемом тарифе, возможности для контроля работы перевозчиков со стороны органов власти минимальны. При этом жалоб от пассажиров все больше. Нововведения создадут необходимые инструменты контроля, что должно в конечном счете привести к решению хронических «общественнотранспортных» проблем – несоблюдения расписания и маршрутов, а также низкого уровня обслуживания пассажиров. Обязательным требованием для бизнеса, желающего работать по новым правилам, станет переход с «газелек» на автобусы средней вместимости.
Для того чтобы проводить реформы в жизнь, в мэрии создается новая структура – муниципальное казенное учреждение «Организация перевозок». Ее руководителем станет депутат Ульяновской городской думы Владимир Фадеев. 73online беседует с ним о грядущих переменах и выясняет, будут ли они к лучшему.
– Владимир, про чиновников и бюрократов грустно шутят: «В любой непонятной ситуации создавай новую организацию – министерство, департамент, отдел и т. д.». С общественным транспортом у нас не просто непонятная ситуация – она очень сложная. И в лучших традициях жанра возникает очередная новая структура – ваше учреждение. Количество чиновников вырастет, а вот станет ли лучше – не факт. Станет?
– Понимаю этот скепсис, но в вашем вопросе есть ошибка. Вы говорите про внезапно возникшую непонятную ситуацию. А то, что происходит с общественным транспортом в Ульяновске, это а) не внезапно; б) не непонятно. Это долгоиграющая проблема, точнее, большой блок проблем, которые городская и областная власть пытается решить уже много лет. Согласитесь, это какой-то день сурка… Точнее, год сурка: жалобы на то, что утром не уехать из Заволжья в Центр, а вечером обратно. На то, что после 22.00 маршрутки принципиально прекращают ходить. На неудобные грязные микроавтобусы, которые в народе прозвали «скотовозками». На повышение тарифов по прихоти перевозчиков. И так далее. Сколько было обещаний, что все исправим, все починим, не допустим, призовем к ответу. Изменения, конечно, есть, но принципиальными их не назовешь. Почему? Все просто: чтобы решить какую-либо задачу, нужен соответствующий ресурс – профессиональный, кадровый, временной, финансовый. Знаете, какой ресурс на протяжении последних лет выделялся на менеджмент сферы пассажирских перевозок со стороны муниципалитета? Этим занимается отдел в структуре управления дорожного хозяйства и транспорта в составе, по-моему, пяти человек. То есть пять человек должны контролировать весь пассажирский транспорт в городе – трамваи, троллейбусы, маршрутки. Можно принимать сколько угодно правильных решений, если их некому будет выполнять – все бесполезно. Так что появление профильного учреждения – это не чиновничий рефлекс. Это создание инфраструктуры для перемен, перенаправление ресурса на решение важнейшей проблемы, актуальной для большинства жителей.
Состояние общественного транспорта — хроническая городская проблема
Глобально и локально
– Конкретнее – что это за ресурс? Как он будет использоваться? То есть чем будет заниматься эта структура?
– Глобальная задача – изменить систему общественного транспорта Ульяновска, вывести ее из тупика, сделать современной, умной, экономичной, адекватной, удобной для пассажиров. Это очень большая и сложная работа на несколько лет. Потребуется поменять принципы взаимодействия с перевозчиками – добиться неукоснительного исполнения условий контрактов, особенно в части графика движения, работы в вечерние часы. Пересмотреть транспортную схему гармонизировать электротранспорт с автобусами, чтобы не было маршрутов-дублеров и порожняком катящихся трамваев. Избавиться от маршруток в пользу удобных автобусов средней вместимости. Обеспечить повсеместную возможность безналичной оплаты, проезд по транспортным картам. Внедрить также прочие современные технологии, которые, например, позволят осуществлять эффективный контроль за оплатой проезда. Организовать перевозки по одному билету по маршрутам с пересадкой. И многое другое.
Задача: избавиться от дублирующих маршрутов
Задачи локальные, на 2022 год, таковы: обеспечить заключение новых контрактов с перевозчиками на условиях регулируемого тарифа; параллельно с этим начать оптимизацию маршрутной сети; приступить к внедрению в электротранспорте схемы работы без кондукторов. Важнейшая задача – создать контрольно-мониторинговую службу, которая будет следить за работой перевозчиков, выявлять и фиксировать допущенные нарушения. Повторюсь, без создания системы эффективного контроля не сработают даже лучшие идеи.
Нужна политическая воля
– Звучит достаточно внятно. Но, как вы и говорите, мы подобное раньше уже слышали – в реальности мало что получалось. Почему вы уверены, что сейчас получится?
– Во-первых, я четко вижу политическую волю со стороны городской власти, вижу решимость. Это ведь серьезные политические риски – сказать на весь мир, что сделаем, а потом не сделать. Мэрия на них идет, понимая всю сложность задачи, осознавая, что сейчас сопротивляться будут примерно все. Во-вторых, глава города Дмитрий Вавилин, который является генератором этих перемен – специалист в дорожно-транспортной отрасли, профессионал с большим опытом. Наконец, в-третьих – нам не нужно будет изобретать велосипед. Во многих российских городах успешно проходит реформа общественного транспорта. Большинство наработок и технологий уже существуют и внедрены. Нам нужно только определить, что больше подходит Ульяновску.
Алексей Русских и Дмитрий Вавилин обсуждают изменения в дорожно-транспортной системе Ульяновска
– Вы упомянули политические ответственность и риски. К себе это примеряете?
– Безусловно. Эта работа – серьезный вызов, как профессиональный, так и политический. И основная ответственность здесь перед избирателями – теми людьми, которые ежедневно пользуются общественным транспортом. Но там, где большие риски – большие возможности. Уверен, в нашем городе много профессиональных и неравнодушных людей, которые могут внести свой вклад в этот процесс. Думаю, они есть в бизнес-структурах, в муниципалитетах, среди моих коллег-депутатов. Сейчас будет формироваться команда – нужны люди, нужны идеи. Лично я открыт для предложений и сотрудничества.
Перемены неизбежны
– На другой стороне медали – перевозчики. Как бы к ним ни относиться, без них никаких перемен не получится. Смело можно предположить, что идея с регулируемым тарифом вряд ли им понравиться. Если посмотреть на недавнюю историю, то легко заметить, что перевозчики в силах саботировать любую реформу…
– Это замечание во многом справедливо. Но я бы не стал их демонизировать. Это бизнесмены, а задача любого бизнесмена – обеспечивать прибыльность и развитие своего предприятия. Они отстаивают свои интересы как могут. Но всем – и им в том числе – важно понимать, что перемены произойдут в любом случае, с ними или без них. Переход на регулируемый тариф – это не какая-то ульяновская придумка, не прихоть городской власти, а четкая рекомендация федерального Минтранса. Это новый стандарт для муниципальных систем общественного транспорта, он все равно будет внедрен, так или иначе. Требования пассажиров к графику проезда, к качеству обслуживания – это объективная реальность, с которой нельзя не считаться. Если перевозчики займутся саботажем, то они рискуют потерять свои позиции или остаться за границами этого бизнеса. Это уже происходит в некоторых городах – в город заходят крупные федеральные игроки, готовые работать на новых условиях. Они выигрывают муниципальные контракты, а потом либо сами инвестируют, либо нанимают местных перевозчиков на субподряд. То есть подминают под себя рынок. Уверен, к Ульяновску они тоже присматриваются. В принципе, сотрудничество с такими компаниями для власти выгоднее и удобнее. Но при этом есть заинтересованность в развитии местного бизнеса. Нужно, чтобы как можно больше денег зарабатывалось ульяновцами, чтобы как можно больше налогов оставалось в городском бюджете. В Ульяновске очень сильные и сплоченные перевозчики – это правда, несмотря на высокий уровень конкуренции между ними. Хотелось бы, чтобы эта сплоченность была использована во благо, а не вопреки ему. В противном случае, как я уже сказал, на рынок придут более сплоченные и дальновидные.
Про деньги
– До сих пор перевозчики отбивали все попытки что-то поменять одним большим аргументом: «Более качественная услуга стоит денег: хотите новые автобусы, соблюдение расписания и прочие удобства – или сделайте билет в два раза дороже, или доплачивайте нам из бюджета». Все возмущались, обвиняли их в алчности, но всерьез никто этот довод так и не оспорил. Что будете с этим делать? Существенно увеличивать тариф? Или дотировать?
– Сразу оговорюсь: наше учреждение не будет заниматься ни тарифообразованием, ни распределением бюджетных денег – это полномочия муниципалитета и органов представительной власти. Наша задача – организационно, технически и технологически сопровождать функционирование системы городского общественного транспорта. Но я, конечно, понимаю те сложности, о которых вы говорите. Любая услуга должна адекватно стоить – необходимо учитывать объективную себестоимость и закладывать такой процент прибыли, которого будет хватать на содержание и развитие бизнеса. Также существуют объективные ограничения – нельзя в два раза поднять тариф. И нельзя просто вынуть из бюджета несколько миллиардов рублей на дотирование общественных перевозок. Но можно существенно сократить издержки – через пересмотр схемы движения, избавление от дублирующих маршрутов, автоматизацию некоторых процессов и т.п. И это как раз наша задача. Изменения в сфере пассажирских перевозок – это умная и тонкая настройка нескольких параметров: стоимости, дотаций, технологичности, организованности, инвестиций и т.д.
– Сможем?
– Не мы первые, не мы последние. Конечно сможем. Так или иначе.