Военный переводчик Виктор Бут был арестован в Таиланде в марте 2008 года, а затем выдан США, где его осудили за намерение незаконно торговать оружием и поддержку терроризма. В конце 2022 года заключенного обменяли на американскую баскетболистку екатеринбургского клуба УГМК Бриттни Грайнер, пойманную с наркотиками. Вернувшись в Россию Бут, вступил в ЛДПР, вошел в Высший совет партии, стал депутатом Заксобрания Ульяновской области, объездил страну с выставкой своих картин, написанных в тюрьме, начал новый бизнес... Сегодня, 13 января, ему исполнилось 57 лет.
Разговор с журналистом 73online произошел фактически экспромтом. Виктор Бут ответил на телефонный звонок в перерыве между деловыми встречами в Москве.
– Виктор Анатольевич, с каким настроением встречаете день рождения?
– Как и всегда, в прекрасном! Для меня важнее всего слышать хорошие новости с фронта. Парни, которые отправились на СВО, чувствуют себя уверенно. Победа близко. Я в это верю.
– Что изменилось в вашей жизни за последний год?
– Моя жизнь разделилась на до и после освобождения, сравнивать тяжело. Это как выпрыгнуть в свободный полет. Главное – ценить эту свободу. Ведь я знаю, каково это, когда тебя ее лишают.
– Как будете отмечать праздник? Каких подарков ждете?
– В семейном кругу. Для меня самый главный подарок – знать, что все живы, что процветает страна. По большому счету, подарков никаких не жду. Все, чего бы хотелось, у меня есть. Остальное – личное, оставим это за скобками. Хочу побыть со своими любимыми, с семьей.
– Любите сюрпризы?
– Приятные люблю, почему бы и нет.
– Вы начали писать картины в американской тюрьме. Сейчас продолжаете?
– За последний год много путешествовал по России, бесконечное количество поездок, встреч. Честно говоря, мало удалось написать новых работ. Хочется больше. С сожалением скажу, что на творчество в сутках мне не хватает нескольких часов.
– Сами себя больше кем считаете - портретистом, анималистом?
– Ни в чем не ограничиваю себя, не люблю устанавливать рамки. Все зависит от вдохновения, цикличности. Наверное, мне ближе портреты – надо проникать во внутренний мир человека, анализировать. Делать не просто «похожим», а чтобы работа выражала эмоцию, характер.
– Ваши работы продаются?
– Пока пишу для себя. Это частная коллекция. Для меня она бесценна. Выставки продолжаются, не останавливаюсь. Пока о продаже работ всерьез не думал, хотя интерес со стороны галеристов есть.
– Как-то вам грозил карцер за... чайный гриб. Что это за веселая история?
– В Штатах меня обвинили в том, что чайный гриб, который я выращивал в камере, при брожении производил алкоголь. В карцер я не угодил, но на три месяца был лишен возможности пользоваться магазином. Еще отняли 40 дней, которые должны были вычесть из общего срока. Это был анекдот! Они взяли трубочку типа алкотестера и бесконтактно поднесли к напитку, аппарат показал наличие алкоголя. Но я-то в советской школе учил химию, так не бывает! Инструкцию к аппарату мне не дали, кстати.
– Чайный гриб раньше был на каждой кухне среднестатистической российской семьи...
– Я вам больше скажу. В США этот напиток тоже очень популярен, считается полезным. Я его настолько люблю, что и сейчас, после освобождения по привычке выращиваю.
– Когда выходит в свет ваша книга? Вы анонсировали совместное с журналисткой из Великобритании расследование вашего уголовного преследования.
– Работа продолжается. Думаю, в русскоязычном варианте книга выйдет к концу 2025 года.
– Чем после освобождения зарабатываете на жизнь? Слышала про ваш бизнес по торговле газом, промышленным оборудованием и топливом.
– Да, это правда, остаюсь предпринимателем. Работаю над разными проектами. Некоторые из них связаны с Ульяновской областью, но пока о конкретике говорить преждевременно. Не собираюсь ничего скрывать, но пока просто рано. С нуля начинать тяжело, жду первых результатов. Обязательно с вами поделюсь.
– Как вас принял Ульяновск? Разобрались, чем живет регион?
– Думаю, мы друг другу понравились (улыбается). Для меня важно понять регион и приложить все усилия для его продвижения. В первую очередь, в сфере промышленности, чтобы она развивалась ударными темпами, использовать потенциал индустриального и туристического направлений. Волга делает привлекательной Ульяновскую область, эта большая река - как магнит!
– А любимые места в городе уже есть?
– Люблю утренние пробежки по Венцу. Там очень красиво.
– То есть, спорт в вашей жизни тоже присутствует?
– Конечно. Зимой в такую погоду бегать не получается, но занимаюсь в зале. Продолжаю практиковать йогу. В общем, все для здоровья.
– Вы говорили прежде, что политическая карьера — это не совсем ваше призвание. Ничего не поменялось? Не чувствуете себя сегодня случайным человеком в политике?
– Случайным - точно нет. Есть внутренняя потребность помогать Родине, тем более, что условиях СВО мобилизовалось все общество. Но не буду юлить и называть себя крутым политиком. Оцениваю себя взвешенно. К тому же, политика в России в последние годы приобрела негативный фон и звучит как не комплиментарное прилагательное. Надо вести разговор откровенно, без лишнего популизма с высоких трибун. Главное – не потерять чувство реальности.
– Как относитесь к тому, что в нашем регионе вас называют селебрити действующего созыва ЗСО? Ну, хотя бы согласны, что вы - легенда?
– Случилось то, что случилось. Спокойно к этому отношусь.
– Расскажите, что вас связывает с Евгением Пригожиным? Сразу сошлись во взглядах?
– Он много мне помогал во время моего заключения. В трудный для России момент он положил на карту все. Забрал напряженный участок фронта и проявил себя. Был патриотом. Мы с ним в этом похожи. Мог резко говорить, но всегда им двигала только любовь к Родине. Он настоящий герой.
– Кем для вас лично был Владимир Жириновский? Вы его называли Нострадамусом, пророком.
– Время все расставит на свои места. Жириновский – это острый ум, эрудиция, интуиция, искренность... Он создал партию, над которой всей смеялись, а его называли клоуном. Но он защищал простой народ, и был прав в этом. После его ухода ЛДПР развивается, нашла себя в новой форме с новым лидером Леонидом Слуцким.
– Бывает, что испытываете чувство вины?
– Да. Это нормально, если в тебе осталось что-то живое. Совесть порождает чувство вины, это нас калибрует. Бывает, виню себя за то, что не так часто был рядом с родителями, редко говорю добрые слова любимым... Страшно, когда люди вообще не испытывают никаких эмоций.
– Ваша главная победа в жизни?
– Сложный вопрос. Для меня важно преодолевать внутренние страхи и самого себя. Это ежедневный труд. Мне кажется, у меня получается.
– Чем сильнее всего гордитесь?
– Что живу в такой прекрасной стране. Горжусь своей Родиной, Россией. Это как в государственном гимне: «Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!»
– Что вас вдохновляет?
– Природа. Красота. Любовь. На этом построен наш мир.
– Ваш главный талант?
– Не считаю себя талантливым. Не знаю. Может быть, скромность?
– Чего никогда не сможете простить?
– Прощение – важный фактор, над этим нужно работать. Я учусь. Прощать бывает сложно, дается нелегко. Но, наверное, нам всем мешает гордыня, а это грех, который надо побороть.
– Во что верите?
– Это очень личное. В Создателя.