73online.ru встретился с первым вице-премьером правительства Ульяновской области, курирующим сферу финансов, Мариной Алексеевой. Разговор получился обстоятельный. Алексеева рассказала об основных параметрах бюджета на следующий год — из каких источников он формируется и на что будут тратиться деньги, а также планируется ли приватизация госпредприятий и сколько потратят на поддержку муниципалитетов.

«Кубышка» растет

— Что удалось сделать в части финансовой политики Ульяновской области в 2023 году?

— Обеспечен существенный рост доходов - на 18%, несмотря на высокие стартовые позиции. Мы начинали сложнейший 2023 год, не полностью оправившись от санкций, но в результате уже сейчас получили прирост доходной части в 7,7 млрд рублей. За счёт чего?

Ключевое — налог на прибыль, 4,2 млрд рублей, или 37% прироста. Это хороший сигнал — множество компаний вложились в «копилку». Это компании обрабатывающего, финансово-страхового и научно-исследовательского секторов. Пользу также принесли промкооперация и локализация новых инвестиционных проектов. Результативно показал себя формат сотрудничества с Росатомом – НИИАР продолжает оставаться в числе лидеров по объему налога. Сейчас мы совместно реализуем проекты в Димитровграде за счёт налога на прибыль, выплачиваемого институтом. Такие инструменты стимулирования дают хороший эффект.

Второе направление — налог на доходы физических лиц. Констатируем рост на 15%, или 1,8 млрд рублей. Здесь играют роль два фактора. Во-первых, проводимая системная работа по повышению зарплат, и во-вторых, острота кадрового вопроса на рынке. Она намного динамичнее подгоняет работодателя повышать зарплаты, легализовывать их. Это закон спроса и предложения — предложение кадров снижается, спрос растёт, за счёт чего повышается цена, в нашем случае зарплата.

На 21% выросла «упрощёнка», прирост 656 млн рублей. В предыдущие годы мы формировали разные налоговые льготы, но они носили «вертолётный» характер, то есть вне зависимости от того, выполняли субъекты предпринимательства или не выполняли условия экономического роста, легализации деятельности, заработной платы. Сейчас мы подходим к этому точечно, поддерживая конкретные программы, отрасли. Считаю, что поддержка предпринимателей через субсидии — наиболее эффективный метод. Субсидии предусматривают фиксацию целевых показателей ее использования, в случае невыполнения которых получатель может понести финансовые санкции – вплоть до полного возврата полеченных от государства средств. При налоговых льготах такого не происходит.

Промышленности особое внимание

— На какие отрасли обращаете больше всего внимания?

— Основной фокус внимания — промышленность. Ульяновская область — индустриальный регион. Если мы посмотрим на структуру индекса промпроизводства, то 80% занимает именно обрабатывающая промышленность, а в ней четверть – автопром. По итогам 9 месяцев индекс промпроизводства составил 110,5%. Темпы развития нашего региона превышают средние показатели как по ПФО (106,4%), так и по всей России в целом (103,3%). Наибольшее влияние оказала отрасль обрабатывающего производства, темп роста – 113,3%. Именно развитие предприятий обрабатывающего сектора дает нам финансовую устойчивость, в том числе с точки зрения опережающего пополнения казны налоговыми доходами.

Ключевые инструменты – промышленная кооперация и проводимая инвестиционная политика. Кооперацию мы выстраиваем в двух плоскостях: межрегиональной и международной. Если говорить про межрегиональную кооперацию, то изначально мы фокусировались на наших соседях по Приволжскому федеральному округу, однако сейчас наши векторы сотрудничества простираются далеко за пределы Поволжья. И главное – мы видим результат и взаимный интерес со стороны коллег. Так, в ноябре мы ожидаем с ответной бизнес-миссией к нам делегацию Саратовской области, а сами в декабре намерены посетить Челябинскую.

Нашими ключевыми международными партнерами являются Китай и Республика Беларусь. Перспективные отрасли для развития инвестиционного сотрудничества с Китайской Народной Республикой - автомобилестроение, станкостроение, новые материалы и технологии. Мы заинтересованы в локализации у нас самых современных производств, а крупнейшие компании Поднебесной – это, в первую очередь, технологичные и экологичные производства.

Интересы с братской Республикой Беларусь в машиностроении и авиастроении. Взаимодействие уже осуществляется между крупнейшими авиационными производствами России, расположенными в Ульяновской области – филиалом ПАО «Ил» - «Авиастар», филиалом АО «Аэрокомпозит – Ульяновск», АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» - и белорусскими предприятиями ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407» и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». Много точек возможных промкооперации в проработке.

Сейчас партнеры проявляют пик интереса к российским регионам и проектам. А мы должны этот интерес поддерживать и «доводить» до конкретных проектов. Уже достигнута договорённость об очередной бизнес-миссии Брестской области в Ульяновскую область в 2024 году. Ждем коллег с новыми перспективными предложениями по сотрудничеству.

Муниципалитеты «хромают»

— Что касается субсидий — меры поддержки фермеры и сельхозпредприятия останутся на прежнем уровне?

— Меры поддержки носят дискретный характер применительно к текущей проблеме. Мы, отслеживая потребности отрасли, а также её структуру, видим, какие именно направления нужно поддерживать. В основе господдержки должны лежать точечные приоритеты, которые обеспечат продовольственную безопасность в регионе. Обсуждение этих приоритетов активно ведется с профессиональным сообществом. Особый акцент нами будет делаться на поддержку направлений переработки сельскохозяйственного сырья.

— Что не получилось в этом году?

— Не получается радикально изменить ситуацию с финансовой дисциплиной в муниципальных образованиях. Кредиторская задолженность муниципалитетов сейчас составляет 2,3 млрд рублей. Наибольший объём наблюдается у Ульяновского района – 273,7 млн рублей и у Сенгилеевского района – 263,4 млн рублей.

Основная масса – это страховые взносы. Есть муниципалитеты, которые демонстрируют хорошую динамику по снижению задолженности. Это Чердаклинский, Майнский, Барышский, Павловский, Карсунский и Николаевский районы. Отдельно хотелось выделить Ульяновск, Димитровград, Сурский район - у них задолженность по страховым взносам отсутствует вовсе. И Новоульяновск, в котором она незначительна. В аутсайдерах Инзенский район, допустивший прирост к началу года 81 млн рублей, Ульяновский район – плюс 64,6 млн рублей. Такая неравномерная ситуация с долгами в равных экономических условиях говорит о существенной разнице в подходах к управлению финансами.

Способствуют снижению задолженности наши соглашения о социально-экономическом развитии муниципалитетов, где зафиксировано условие, что не менее чем три четверти объёмов допдоходов муниципальные образования обязаны направлять на первоочередные потребности, в том числе на погашение долга.

Да, мы понимаем, что муниципальные образования финансово самостоятельны согласно 131-му закону, но они и глубоко дотационны, и эта ситуация почти не исправляется. Несмотря на ежегодные индексации дотаций на выравнивание (ключевая их дотация, которую ежегодно индексируем на 7-9 процентов), слабо снижается объём долга.

— По Новоспасскому тоже снижение идёт дотаций…

— Какой экономический смысл имеет дотация на выравнивание? Она выравнивает все муниципальные образования, исходя из налогового потенциала и объёма муниципальных полномочий. Мы должны сгладить амплитуду. Увеличение налогового потенциала и даёт снижение дотаций. Таков же подход у федерального центра при распределении дотации на выравнивание для субъектов страны.

— Кто показывает результаты? Кто лучший?

— В Новоспасском темп роста 125% за 10 месяцев. При плане в 178 млн, они заработали 224 млн рублей. Майнский район - 137%, Чердаклинский - 146%, Вешкаймский - 118%сформирована почти идеальная конструкция бюджета, Павловский - 118% и Новоульяновск - 116%.

Долги снижаются

Какая работа предстоит дальше? Что в приоритете?

Следующим этапом после того, как будет сформирована почти идеальная конструкция бюджета на 2024 год, станет работа с долгами.

Есть долги у подведомственных юридических лиц и недофинансирование субсидий по РЖД по пригородным перевозкам и авиаперевозкам. Но хочу отметить, что в этом году за счет роста доходов совершили прорыв по погашению долгов и финансовому оздоровлению Корпорации развития коммунального комплекса.

Да, наблюдается отставание по «Волга-Спорт-Арене», но надеюсь, что в ближайшее время заключим мировое соглашение, рассрочим на «трёхлетку», войдя в график с 2024 года. Ещё три года назад об этом даже не мечтали.

«Газпром». Мы поддерживаем прямой контакт с высшим руководством «Газпром межрегионгаз». Активно работаем над погашением долгов, коллеги видят нашу вовлечённость. Этот год стал самым результативным в направлении снижения объёма долга и полного соблюдения взаимных договоренностей.

Также с 2023 года мы начали реализовывать Закон №71-ЗО о льготных тарифах (льготах) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ульяновской области. Он позволяет сдерживать рост тарифов для населения и экономических субъектов, при этом компенсировать выпадающие доходы у ресурсных компаний по межтарифной разнице. В этом году мы направим на реализацию закона 343,8 млн рублей.

Кроме того, с «Газпромом» работаем и по реализации сетей. В предыдущие годы поднимали в областную собственность муниципальные газовые сети. Сейчас «Газпром» готов к выкупу этих сетей. Однако у нас есть встречные обязательства по стимулированию подключения к газу домохозяйств, переводу на него бюджетных учреждений.

В этом году мы уже оказали помощь в догазификации 304 домовладениям на общую сумму 22,1 млн рублей. Размер помощи составляет до 100 тыс. рублей в отношении одного домохозяйства и может быть направлена на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ по подключению к газораспределительным сетям.

— Перед «Газпромом» долги не областного бюджета?

— Это долги подведомственных учреждений. Но подавляющая доля – это реструктуризированные долги муниципальных образований. Когда-то областной бюджет взял на себя обязательства по покрытию задолженности муниципалитетов и реструктуризировал по срокам. График реструктуризации не выполнялся никогда, входим только сейчас.

— О каких суммах идёт речь?

— Более 1,4 млрд рублей.

Практически без дефицита

— Как выглядит ситуация с нацпроектами? Как выбираться из «красной зоны»?

— Я бы подразделила весь объём финансирования нацпроектов на две части. Первое — финансирование в виде регулярных выплат. Здесь все исполняется регулярно.

Второе – финансирование строек. В регионе идёт активная работа по строительству и реконструкции театров, больниц, школ, спортивных объектов. Да, мы видим отклонения по ряду объектов, но больше половины - это небольшие технические отклонения, которые легко будут устранены. Другая часть объектов имеет, к сожалению, недофинансирование. С чем это связано? Всё дело в нестабильности рынка строительных материалов и цен на них. Вопрос удорожания строительства первым поднял федеральный центр и выделял дополнительные средства. Однако политика предоставления средств изменилась, и мы понимаем, что сейчас наша задача найти резервы в областном бюджете, чтобы завершить работы на объектах. Поэтому просим строителей в кратчайший срок завершить работы по получению государственных экспертиз, чтобы мы знали объём средств, необходимый на достройку в 2024 году. Пока оцениваем его примерно в 1,2 млрд рублей. Это посильная сумма, если распределять её дискретно, как мы и планируем.

Кстати, есть позитивный пример – наше Министерство спорта договорилось с федеральным о финансовой поддержке на достройку футбольного манежа. Увидим средства уже в проекте федерального бюджета во втором чтении.

В целом в следующем году должны быть сданы 24 объекта. Самые крупные строительные объекты — Ленинский мемориал, Новоспасская школа, новый жилой корпус для граждан пожилого возраста и инвалидов в с. Водорацк Барышского района, пристрой лицея №100, футбольный манеж.

— Что с дефицитом?

— Самый дефицитный был ковидный 2020 год, чуть выше 9 млрд рублей. Основная сумма была направлена на борьбу с ковидом. Много тогда получили экономика, социальная сфера, социалка — закупали средства защиты, делали подъездные дороги к объектам здравоохранения. Это повлияло на улучшение материально-технической базы. И именно в тот год помогли муниципальным образованиям погасить задолженность перед предпринимателями, за счёт чего сейчас не имеем долгов перед МСП.

В 2021 году дефицит составил 7,5 млрд рублей, в 2022 году - 4 миллиарда. На фоне этого происходил рост собственных доходов бюджета. Так, в 2021 году темп роста налоговых и неналоговых доходов к 2020 составил 112,4%, в 2022 году – 110,9%. В 2023 году ожидаем без инфраструктурных бюджетных кредитов и без опережающих кредитов дефицит в размере 5,7 млрд. Номинально это чуть больше, чем в прошлом году. По итогам года будет около 9 млрд, но в них есть деньги по ИБК, которые напрямую идут в дефицит и сразу в стройку. Считаю, что год мы завершим с меньшим дефицитом за счет роста доходов, который я вижу. По уточненному плану на 2023 год темп роста собственных доходов бюджета составляет 110,3%.

Надо сказать, что 2024 год будет переломным - мы планируем практически бездефицитный бюджет. Технически это всего 0,2% от суммы собственных доходов, 157 млн рублей.

Хорошая новость и в том, что год назад, когда мы утверждали бюджет на трёхлетку, говорили, что уровень долговой нагрузки к концу 2023 года составит около 91%. Сейчас выходим на цифру, не превышающую 80%. Если планку удержим, то у нас скорректируются цифры на плановый период 2024 года.

Отмечу, свыше половины кредитов – это по-прежнему бюджетные кредиты. Это длинные кредиты со стоимостью 0,1%. Есть в нашем портфеле и ценные бумаги (около 20 млрд рублей облигации), остальное – коммерческие кредиты (8 млрд рублей ожидаем к концу года), которые внутри финансового года мы способны замещать бюджетным казначейским кредитом под 0,1%

— По госдолгу какая величина ожидается?

— 56 млрд по итогам текущего года, он сохранится и в 2024 году. Можем позволить себе темп роста, не превышающий темп роста доходов. Растут доходы - можем позволить себе кредитоваться. Но кредитование не должно проводиться на операционные расходы.

Кроме того, в этом году Минфином России Ульяновская область была отнесена к группе регионов со средним уровнем долговой нагрузки, а Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности региона на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.

Пищевка, банки и наука в ТОПе

— Можем ли мы озвучить организации по сборам налога на прибыль? Кто во сколько раз вырос?

— Могу сказать отраслевую принадлежность. Это «пищёвка», научно-исследовательская деятельность. Очень хорошо работают банки. Если в прошлом году они резко упали из-за скачка ключевой, то в этом году очень здорово «выстрелили». Здесь мы не просматриваем стресс-сценариев, до конца года точно. В «минусах» транспорт, логистика и торговля. В целом тенденция по налогу на прибыль хорошая, рост держится в районе около 40%. В этом году последний дедлайн, по которому мы могли сомневаться в объёмах прогнозируемого налога на прибыль, прошёл – 28 октября сданы декларации за 9 месяцев, и четвертый квартал будет уплачиваться исходя из них.

— На УАЗе как дела обстоят?

— Они стабильно уплачивают налог на прибыль, но по налогу они не крупнейшие.

— С учётом ухода компаний недополученная прибыль составила 20,5 млрд рублей. Что делать?

— Это не налоги, а объём инвестиций по проектам, которые мы планировали реализовывать с иностранными компаниями. Это оценочная величина, был риск по Ball. Но его стабилизировали за счёт выкупа Арнестом. Сейчас активно идёт стройка, в апреле запустят завод. Наш рынок ждёт эту «банку», и прекрасно, что она будет производиться в Ульяновске. На предприятии ожидается высокий уровень зарплат.

Из проданных и купленных на территории РФ — это Легран, Хемпель, Исузу, Вестас. Если говорить о Вестасе, то он закрылся, мы с ним посудились и забрали 390 млн рублей предоставленных налоговых льгот, ещё одна наша победа. На место Вестаса встанет Юматекс, соответствующее соглашение было подписано с генеральным директором «Росатома» Алексеем Лихачевым. В ожидании - завершения сделок по Бриджстоуну и Шеффлеру.

Если говорить об инвестпроектах, то самый значимый – запуск «Арнеста». Официально было заявлено 11 млрд инвестиций, но с учётом удорожания может быть на 2,2 млрд выше. Есть компании, которые развиваются в районах. Например, в Мелекесском районе начал работу животноводческий комплекс и завод по переработке молока, в Новоульяновске ООО «ТехноНИКОЛЬ-Ульяновск» завершил реализацию инвестиционного проекта по строительству битумохранилища, в Вешкаймском районе завершается реализация проекта по расширению производства минеральной воды «Ульянка».

Видим серьёзный рывок инвестиционной активности действующих российских компаний. Ниши высвободились, экономические условия стали понятны. Стало ясно, что нет смысла выводить средства за рубеж, подвергая их риску, поэтому компании стали реинвестировать к себе. Мы активно работаем с федеральным Фондом развития промышленности по предоставлению займов на капиталовложения на проекты, связанные с импортозамещением и новыми технологиями. В работе 16 проектов — это 33 млрд рублей, средняя цена проекта около 2 млрд рублей. Сейчас у нас выстроены конструктивные отношения с федеральным ФРП. Они финансируют строительство Арнеста. Знаковая сделка будет подписана с димитровградской площадкой.

На площадке УАЗа открыли производство грузовичков «Арго». Отрадно видеть, что за долгое время крупные инвестиции пришли в индустриальный парк автозавода.

Рост акцизов и дивидендов

— Как меняется размер акцизов?

— Несколько лет они составляют основу бюджета, поступают ритмично и чётко. Осторожно заложили на 2024 год уровень ожиданий 2023 года. В этом году на 1,3 млрд рублей уменьшаем сумму относительно плана – так сложилась рыночная ситуация. На 2024 год цифра будет с учётом сохранения производства. В январе планируется индексация ставок акцизов, но рост объёма не предусмотрен.

— Дивиденды от акционерных обществ поступают регулярно? Прежде были проблемы с платежной дисциплиной.

— В этом году на 10% выше плана. Планировали 44,8 млн рублей, прогноз - 48,6 миллионов. Семь акционерных обществ заплатят. Наибольший рост у «Тепличного». Они единственные, кто даёт 10% - рост по дивидендам на 2024 год. В этом году дали 33 млн рублей, на следующий год запланировано 36,3 млн рублей. Снижает объём дивидендов «Новомалыклинский агротехнаб» - необходима модернизация производства.

— Обсуждается ли вопрос о приватизации тех или иных АО?

— Вопрос не обсуждается. Нестабилен рынок, компании со свободным капиталом развивают себя и хотят захватывать свободные рынки. Эта задача не носит критичный характер, она не обсуждается.

— Автономные некоммерческие общества в итоге ликвидируют?

— В этом году закроем Фонд «Центр развития государственно-частного партнёрства Ульяновской области». Полномочия Фонда реализуются теперь в «Корпорации развития». Также завершаем процедуры закрытия «Агентства здорового и социального питания», «Улконгресс», ЦСИ. Ещё порядка трёх автономных некоммерческих обществ в процессе. Функции будут перераспределены в министерства и институты развития.

— Какие принципиальные отличия бюджета 2024 года?

Принципиальное отличие бюджета 2024 года — почти совершенная конструкция. Зарплата, меры соцподдержки в полном объёме заложены на 12 месяцев.

Второе – минимальный дефицит (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов) – всего 0,2%. То есть рост расходов будет обуславливается суммами роста доходной части. Причём такой размер дефицита будет впервые за последние несколько лет.

Евгений Кватов

Дарья Косаринова