За четыре месяца управления Ульяновском Дмитрий Вавилин сменил почти всех руководителей ключевых муниципальных предприятий, вернул бывшего сити-менеджера Алексея Гаева в мэрию, выделил для проблемной сферы благоустройства отдельное управление, избавился от "лишних" замов. Эксперты считают, что это только начало. По мнению политологов, градоначальник пытается соотвествовать требованиям нового губернатора Алексея Русских, при этом проявляя себя как самостоятельная политическая фигура, чего не мог прошлый глава города.
С приходом Дмитрия Вавилина на пост главы Ульяновска в мэрии и подведомственных структурах начались перестановки. Перемены требовались давно, об этом заявлял и сам Вавилин с трибуны городского парламента во время голосования депутатов за нового мэра. "Нужна коррекция системы управления в администрации города, она самоустранилась от решения части проблем, которые в итоге было вынуждено решать областное правительство. Это произошло из-за устойчивого оттока кадров из администрации. Необходимо приглашать на работу молодых и талантливых специалистов", — говорил Вавилин. К слову, молодых кадров в мэрии и подведах фактически так и не появилось, но во всех стратегически важных структурах перемены все же произошли. В основном на смену прежним руководителям приходили опытные "старички".
Алексей Гаев и Сергей Мишин
Обновление состава мэрии началось еще в период, когда Вавилин временно исполнял обязанности главы Ульяновска после отставки Сергея Панчина. Первым решением врио стало введение второй ставки первого вице-мэра, которую занял опытный управленец, выходец из строительной отрасли Алексей Гаев. С 2015 по 2018 год он руководил городской администрацией (тогда было разделение на главу администрации и главу города). Под шефство Гаева отданы важные для Вавилина управления: ЖКХ и благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта, управление по строительству, по развитию исторической части города, управление административно-технического контроля. Также Гаев отвечает за управление по охране окружающей среды, которым ранее занимался отдельный замглавы. Эту ставку упразднили.
Сергея Мишина с должности простого зама по развитию городской инфраструктуры (теперь должность вакантна) повысили до первого вице-мэра, коих теперь в структуре администрации два. Мишин курирует финансы и экономику.
Взялся Вавилин и за отдельные сферы. На должность руководителя управления по стратегическому развитию, реализации нацпроектов и цифровизации вернули Андрея Федорова (на фото), который увольнялся по собственному желанию 18 апреля. Новым начальником Центра управления городом стал выходец из энергокомпании ООО "Ватт" Артём Волков, он возглавлял ныне реорганизованный ОГКУ "Умный регион".
Также было принято решение отделить сферу благоустройства от ЖКХ и создать отдельную структуру. Дмитрий Вавилин заявлял, что ему "стыдно" за состояние дворов в Ульяновске. Наводить порядок в отрасли в должности руководителя было поручено Александру Ермакову, который на тот момент возглавлял управление по развитию исторической части города. Его реорганизовали в управление благоустройства, а управления ЖКХ и благоустройства — в управление ЖКХ.
В конце сентября Вавилин уволил руководителя городского управления физической культуры и спорта Альбину Никитину, которая занимала пост с 2015 года. Официальная причина — срыв отопительного сезона в спортшколах. При этом руководители отрасли давно были недовольны работой Никитиной и часто ее критиковали. Развитие спорта в областном центре градоничальник доверил вице-президенту федерации борьбы, мастеру спорта Николаю Скобелину.
Альбина Никитина и Николай Скобелин
Далее новый градоначальник начал наводить порядок в подведомственных структурах. Еще будучи врио Вавилин отстранил от должности директора МУП "Ульяновскэлектротранс" Александра Мясникова, который проработал на предприятии 24 года и пять из них возглавлял его. Глава города указал, что причина в срыве сроков ремонта трамвайных путей на улицах Инзенской и Ленина. Новым директором стал бывший работник ГАИ Виктор Трепалин, который с 2012 года занимал должность замначальника по эксплуатации.
Александр Мясников и Виктор Трепалин
Летом было обезглавлено и главное дорожное муниципальное предприятие МБУ "Дорремстрой", правда, как заявлял Вавилин, свою должность директор Владимир Чумуркин покинул самостоятельно. Поводом стало смертельное ДТП на Президентском мосту, виновником которого оказался пьяный сотрудник предприятия. Нового начальника утвердили только в ноябре, спустя три месяца после ухода Чумуркина. Им стал Николай Болдырев — выходец из МУП "Ульяновскдорремсервис" (с 2014 года преобразован в МБУ "Дорремстрой").
Владимир Чумуркин и Николай Болдырев
При Вавилине покинул свой пост и директор МБУ "Стройзаказчик" Александр Шканов, который руководил учреждением 25 лет, с самого основания. Заслуженного строителя РФ отправили на пенсию в связи с его 66-летием. И несмотря на то, что уход Шканова в некоторых СМИ связывали со скандалом вокруг 100 спортивных площадок, установленных в прошлом году, Дмитрий Вавилин эту информацию опроверг и добавил, что Шканов остается его советником по строительству на общественных началах. За новым управленцем для главного строительного заказчика Ульяновска глава города отправился в министерство ЖКК. Глава ведомства Александр Черепан поделился своим замом Александром Хаджибаевым (до должности замминистра руководил Фондом модернизации ЖКК). Вавилин сообщал, что качество работы с подрядчиками нужно повышать, особенно в отношении контроля за соблюдением ими условий контрактов, укрепить службу технического надзора.
Александр Шканов и Александр Хаджибаев
Неожиданным стало увольнение директора МУП "УльГЭС" Виталия Вульфсона. Как заявил Дмитрий Вавилин, за два года после его назначения финансовая ситуация на предприятии не улучшилась. Также не была реализована в полной мере программа ремонта имеющихся и строительства новых сетей уличного освещения, для чего управлению дорожного хозяйства и транспорта пришлось привлекать сторонних подрядчиков. Вульфсон с этим не был согласен и в разговоре с журналистом 73online.ru настаивал, что уволился по собственному желанию в связи с повышением. Новое место работы экс-директора "УльГЭС" пока неизвестно. Его кресло занял депутат Заксобрания Ульяновской области Сергей Шерстнев, который возглавлял предприятие 15 лет назад.
Виталий Вульфсон и Сергей Шерстнев
Из ключевых муниципальных предприятий нетронутым остается лишь МУП "Ульяновскводоканал", которым больше 10 лет руководит Сергей Савельев. Пока поводов волноваться у директора будто бы и нет — Вавилин еще ни разу публично не критиковал работу предприятия. Наоборот, благодарил за оперативность и профессионализм во время форс-мажоров. Например, обещал поощрить сотрудников водоканала за "героический труд" во время замены прорвавшегося магистрального водовода у поселка Туть, из-за которого жители Железнодорожного района почти на пять дней остались без воды.
По мнению экспертов, смена ключевых управленцев — ожидаемый и закономерный процесс при смене руководства города и региона. Политолог, эксперт Фонда общественных исследований "РАПИР" Николай Васин отмечает: команда, в том числе, формируется под требования нового губернатора. При этом Васин считает нынешнего градоначальника гораздо самостоятельнее прошлого.
— Дмитрий Вавилин считает, что управленческий блок города нужно усиливать, также у нас появился новый губернатор, при котором работать по старым шаблонам уже не получается, другие требования. Но, конечно, если прежний глава города не играл самостоятельной роли, то сегодня новый позиционирует себя как отдельное политическое лицо, — считает собеседник.
Также он указывает, что кадры в управленческой системе города — самая болезненная проблема. По мнению Николая Васина, специалисты должного уровня в городе не выращивались вовсе, а руководящие должности занимали менеджеры, которые не проходили всех ступеней на предприятиях или в управлениях. Он предполагает, что возвращения на прежние посты бывших руководителей, например, Сергея Шерстнева директором "УльГЭС", — ничто иное, как вынужденная мера за отсутствием альтернативы.
Полититог, профессор УлГПУ Нина Дергунова считает, что частота кадровых ротаций зависит от возраста управленца и времени его нахождения на своем посту. Во-первых, сначала руководитель реализует свой план переустройства, а после озадачен тем, чтобы сохранить уже достигнутые результаты. Во-вторых, психологически любой управленец подбирает комфортных для себя людей, с близкой ему точкой зрения. "Это называется феномен группового мышления. Когда люди долго работают, у них начинает формироваться общее мышление, а сотрудники понимают, что приятно начальству, а о чем лучше не говорить. Поэтому через 5-6 лет человек должен менять работу по своей инициативе или вынужденно", — считает политолог.
— Есть определенный элемент кадрового застоя, но теперь появился новый и достаточно молодой глава города. Дмитрий Вавилин был министром областного правительства (сначала министром промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, когда эти направления были в одном ведомстве, позднее возглавлял министерство экономического развития - прим. ред.), поэтому хорошо знает городской потенциал, сам Ульяновск, кадровый состав. У него есть возможность находить новые кандидатуры. Он знал тех, кто работает на своих должностях, и мог предположить, кем их можно было бы заменить. Например, если сравнивать с Алексеем Русских, уволить — полдела, нужно еще понять, кем заменить людей. В новом регионе это сделать сложно. У Вавилина такой проблемы нет. Если у него есть амбициозные планы придать городу хороший импульс к развитию, он должен думать, кто это будет делать, и искать таких людей, создавать команду, — поделилась мнением Нина Дергунова.
Эксперты предполагают, что кадровые ротации продолжатся, и пока Вавилин будет наблюдать, как фунционирует управленческий механизм с новыми людьми. Главное, на чем заострили внимание политологи: новые назначения не должны быть самоцелью, важно объективно оценивать эффективность сотрудников. Для этого необходимо формировать профессиональную кадровую службу в горадминистрации, в составе которой должны быть хорошие психологи, способные оценить по типу деятельности и личности подходящую должность для человека. "Нам не нужны сто звездных людей и три исполнителя, нужно ровно наоборот", — говорит Дергунова.